Доклад Госалкогольинспекции об осуществлении государственного контроля за 2018 год

Доклад
об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора)

по итогам 2018 года

 

 

Наименование исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, подготовившего доклад:

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта,  алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция РТ)

 

 

Наименование осуществляемого

государственного контроля (надзора):            

Государственный контроль в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

 

Вид государственного контроля (надзора):       

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

 

Наименования нормативных правовых актов,

уполномочивающих исполнительный орган

государственной власти Республики

Татарстан на осуществление государственного

контроля (надзора):                                

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

Положение о Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей»

 

 

 

 

 

I. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

Наименование нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)

Возможность исполнения и контроля

Признаки коррупциогенности

Опубликование в свободном доступе на официальном сайте в сети «Интернет»

1

2

                             3

4

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

да

нет

опубликован

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»

 

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»

 

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации»

 

да

нет

опубликован

 

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

да

нет

опубликован

 

Закон Республики Татарстан от 6 марта 2015 года № 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан»

да

нет

опубликован

 

II. Организация государственного контроля (надзора)

1.

Сведения об организационной структуре и системе управления органа государственного контроля (надзора)

Структура Госалкогольинспекции РТ: аппарат и территориальные органы, осуществляющие свою деятельность зонально.

Аппарат состоит из 12 отделов. Территориальных органов - 7, расположены в гг.Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Арск.    

Непосредственными исполнителями функций государственного контроля являются: контрольно-инспекционный отдел, контрольно-инспекционные отделы территориальных органов Госалкогольинспекции РТ, сотрудники иных отделов аппарата Госалкогольинспекции РТ и её территориальных органов, в должностных регламентах которых указаны полномочия на осуществление мероприятий по контролю.

Госалкогольинспекцию РТ возглавляет руководитель, имеющий двух заместителей. 

2.

Описание вида государственного контроля (надзора)

Региональный государственный контроль (надзор) включает в себя:

1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение (профилактика), выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Кроме  того, Госалкогольинспекция РТ:

лицензирует розничную продажу алкогольной продукции;

осуществляет деятельность по разработке и реализации мер, направленных на увеличение реализации продукции предприятий Республики Татарстан;

участвует в разработке мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий;

разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции инструкции и другие нормативные акты в области государственного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

проводит мониторинг цен и ассортимента товаров народного потребления на внутреннем рынке республики;

проводит независимые экспертные исследования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляет выдачу соответствующих заключений, а также испытания этилового спирта и алкогольной продукции для целей обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р в соответствии с законодательством;

организует и проводит экспертные и арбитражные испытания продукции и услуг;

участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, предложений по контролю в сфере производства, оборота и качества этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также в сфере потребительского рынка;

анализирует причины выявленных нарушений и принимает совместно с министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, организациями меры по их предупреждению и устранению;

рассматривает письма, заявления, жалобы, обращения граждан;

участвует в разработке и реализации республиканских программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

3.

Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления вида государственного контроля (надзора)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях;

Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 года № 16-ЗРТ «Об обращениях граждан в Республике Татарстан»;

Закон Республики Татарстан от 6 марта 2015 года № 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан»;

Положение о Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 №391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей»;

приказ Госалкогольинспекции РТ от 15.10.2009 № 216 «Об утверждении форм документов и журналов»;  

приказ Госалкогольинспекции РТ от 26.09.2011 № 198 «О должностных лицах Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан, утвержденный приказом Госалкогольинспекции РТ от 04.07.2012 № 202;

Административный регламент исполнения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции, утвержденный приказом Госалкогольинспекции РТ от 24.11.2017 № 12-07/200;

Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Республики Татарстан, утвержденный приказом Госалкогольинспекции РТ от 01.02.2018 № 12-07/7;

нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие отношения в сфере производства, оборота и качества этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей.

 

4.

Информация о взаимодействии органа государственного контроля (надзора) при осуществлении соответствующего вида государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Госалкогольинспекция РТ при выполнении возложенных на нее функций взаимодействует с другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль (надзор). (при необходимости)

 

5.

Сведения о выполнении отдельных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными органам государственной власти организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции

Подведомственная организация Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка» государственный контроль (надзор) не осуществляет.

6.

Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Работа по аккредитации не проводилась.

 

III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям)

1.

Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора):

первое полугодие

второе полугодие

год

 

планируемое выделение бюджетных средств, тыс. рублей

28244

46738

74982

 

фактическое выделение бюджетных средств, тыс. рублей

28244

46738

74982

 

расходование бюджетных средств (в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций), тыс. рублей

28244

46738

74982

2.

Сведения, характеризующие кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора):

 

 

 

 

данные о штатной численности работников органа государственного контроля (надзора), выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 1 июля 2018 года составляет 200 человек, из них 184 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 125 специалистов, из них на отчетный период:

укомплектованность – 121 штатная единица;

вакансии – 4 единицы.   

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 31 декабря 2018 года составляет 217 человек, из них 199 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 131 специалиста, из них на отчетный период:

укомплектованность – 125 штатных единиц;

вакансии – 6 единиц.   

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 31 декабря 2018 года составляет 217 человек, из них 199 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 131 специалиста, из них на отчетный период:

укомплектованность – 125 штатных единиц;

вакансии – 6 единиц.   

 

сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 33 специалиста, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 22 специалистов, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 52 специалиста, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

 

данные о средней нагрузке на одного работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

16,3 проверки (в рамках Федерального Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, с учетом проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 10,3 административных расследования (вне действия Федерального Закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на 1 специалиста.

23 проверки (в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ, с учетом проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 9,9 административных расследований (вне действия Федерального Закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ) на 1 специалиста.

38,8 проверок (в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ, с учетом проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 19,9 административных расследований (вне действия Федерального Закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ) на 1 специалиста.

 

численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (при их наличии)

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

IV. Проведение государственного контроля (надзора)

1.

Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям и за год)

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 1-го полугодия 2018 года (без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции):

Всего проведено  проверок и расследований - 1272. Совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами проведено 319 проверок, в том числе с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по РТ) – 317, другими органами - 2.

 

Всего выявлено 1476 нарушений действующего законодательства у 1242 хозяйствующих субъектов.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 1976 проверок, в т.ч.: 710 - выездных, 1266- документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 4; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 2; по иным основаниям - 1951; по требованиям органов прокуратуры – 19.

Нарушения выявлены в 5 случаях; всего выявлено 5 нарушений, все нарушения обязательных требований законодательства. Необходимо учитывать, что выявление нарушений в ходе проведения проверок по основанию - поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а это 1951 проверка, не образует состава административного правонарушения.

На 2018 год проведение плановых проверок запланировано не было.

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 2-го полугодия 2018 года (без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции):

Всего проведено  проверок и расследований - 1255. Совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами проведено 201 проверка, все с МВД по РТ.

 

Всего выявлено 1536 нарушений действующего законодательства у 1229 хозяйствующих субъектов.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 2880 проверок, в т.ч.: 826 - выездных, 2054 - документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 7; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 7 и нарушению прав потребителей - 2; по иным основаниям - 2864; по требованиям органов прокуратуры – 0.

Нарушения выявлены в 4 случаях; всего выявлено 6 нарушений, все нарушения обязательных требований законодательства. Необходимо учитывать, что выявление нарушений в ходе проведения проверок по основанию - поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а это 2862 проверки, не образует состава административного правонарушения. За выявленное нарушение предусмотрен отказ в выдаче / продлении / переоформлении лицензии.

На 2018 год проведение плановых проверок запланировано не было.

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 2018 года (без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции):

Всего проведено  проверок и расследований - 2527. Совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами проведено 520 проверок, в том числе с МВД по РТ – 518, другими органами - 2.

 

Всего выявлено 3012 нарушений действующего законодательства у 2471 хозяйствующего субъекта.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 4856 проверок, в т.ч.: 1536 - выездных, 3320 - документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 11; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 9 и нарушению прав потребителей - 2; по иным основаниям - 4815; по требованиям органов прокуратуры – 19.

Нарушения выявлены в 9 случаях; всего выявлено 11 нарушений, все нарушения обязательных требований законодательства. Необходимо учитывать, что выявление нарушений в ходе проведения проверок по основанию - поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а это 4813 проверок, не образует состава административного правонарушения. За выявленное нарушение предусмотрен отказ в выдаче / продлении / переоформлении лицензии.

На 2018 год проведение плановых проверок запланировано не было.

2.

Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

К проведению мероприятий по контролю эксперты и экспертные организации не привлекались.

3.

Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В отчетном периоде случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлено.

4.

Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р утверждена Целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». Согласно указанной целевой модели необходимо либо утвердить критерии категорий риска или класса опасности, либо отменить плановые проверки, либо отменить данный вид контроля (надзора) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора), в числе которых лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 433-ФЗ) (вступил в силу с 1.07.2018):

пункт 8 статьи 232 Федерального закона № 171-ФЗ изложен в следующей редакции:

«Плановая проверка проводится в отношении лицензиата, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Плановая проверка в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводится.";

пункт 9 статьи 232 Федерального закона № 171-ФЗ изложен в следующей редакции:

«Порядок и периодичность проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.";».

Следовательно, лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции), который осуществляет Госалкогольинспекция Республики Татарстан, не требует утверждения критериев категорий риска или класса опасности.

Фактически в отношении лицензиатов осуществляются только внеплановые проверки при подаче ими заявлений о выдаче, переоформлении или продлении срока действия лицензии.

5.

Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госалкогольинспекция Республики Татарстан осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой программой профилактики нарушений (приказ Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 29.05.2018 № 12-07/88).

На официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан размещена следующая информация (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/gosudarstvenniy-kontrol.htm):

утверждаемая Госалкогольинспекцией Республики Татарстан программа профилактики нарушений;

перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/file/pub/pub_1036334.docx);

информация для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе об опубликованных руководствах по соблюдению обязательных требований, сведения о проведении семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, сведения об иной информации, размещенной иными способами. В случае изменения обязательных требований размещаются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (не реже одного раза в год), с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

проверочный лист (список контрольных вопросов) с целью самоконтроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Для подконтрольных субъектов ежеквартально проводятся публичных обсуждений. По мере необходимости организуются иные выездные мероприятий для подконтрольных субъектов.

Организована работа телефона «Горячей линии» по вопросам соблюдения требований действующего законодательства.

По мере необходимости осуществляется взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей по вопросам профилактики нарушений обязательных требований.

6.

Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

В 2018 году Госалкогольинспекцией Республики Татарстан выдано 137 заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – задания). В рамках выполнения заданий проведено 1418 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых выявлено 285 нарушений обязательных требований. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения, приняты меры по пресечению нарушений обязательных требований

7.

Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

В отношении субъектов малого предпринимательства проведены 3952 внеплановые проверки, из них 3910 по основанию - поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Необходимо учитывать, что выявление нарушений в ходе проведения проверок по основанию - поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, не образует состава административного правонарушения.

 

V. Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

1.

Сведения о принятых органом государственного контроля (надзора) мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям и за год)

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, в 1-ом полугодии 2018 года во внесудебном порядке Росалкогольрегулированием аннулировано 3 лицензии.

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, во 2-ом полугодии 2017 года во внесудебном порядке Росалкогольрегулированием аннулировано 2 лицензии.

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, в 2018 году во внесудебном порядке Росалкогольрегулированием аннулировано 5 лицензий.

2.

Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В 2018 году проведено  1920 обучающих мероприятий, «круглых столов», совещаний для представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка, что на  4,2 % больше аналогичного периода прошлого года (в 2017г. –1841).

 

3.

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора)

В 2018 году фактов оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю не имеется.

 

VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

п/п

Показатели эффективности государственного контроля (надзора), рассчитанные на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)", утверждаемой Росстатом:

Данные анализа и оценки показателей эффективности государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям)

Значения показателей за отчетный период

Значения показателей за предшествующий период

Причины отклонения значений показателей (более 10 процентов)

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Доля проведенных плановых проверок от общего количества запланированных проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

2.

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано от общего числа заявлений, направленных в органы прокуратуры, процентов

71

59

63

нет

70

70

 

Показатель свя-зан с качеством обращений, по-служивших ос-нованиями для проведения вне-плановых про-верок. Во 2-ом полугодии 2018 года согласованы 7 из 17 внепла-новых проверок.

В 2017 – 6 из 20.

 

3.

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, от общего числа проведенных проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

4.

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора) с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, от общего числа проведенных проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

5.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) проведены проверки, от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), процентов

0,2

0,1

0,4

0,3

0,1

0,4

1) увеличилось количество юри-дических лиц, ин-дивидуальных предпринимате-лей, осуществля-ющих деятель-ность на подве-домственной тер-ритории;

2) переход роз-ничных торговых объектов органи-заций, под лицен-зии сетевых ком-паний

 

 

6.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, единиц

0,01

0,014

0,024

0,006

0,005

0,011

Увеличение коли-чества проверок по основанию поступление заяв-ления о предос-тавлении / пере-оформлении / продлении лицензии

Увеличение ко-личества прове-рок по основа-нию поступление заявления о пре-доставлении / пе-реоформлении / продлении лицензии

Увеличение коли-чества проверок по основанию поступ-ление заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

7.

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок, процентов

100

100

100

100

100

100

 

 

 

8.

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок, процентов

100

100

100

нет

100

100

В 1-ом полугодии 2017 года нарушений не выявлено

 

 

9.

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда от общего количества проведенных внеплановых проверок, процентов

0,1

0,243

0,185

нет

0,099

0,045

В 1-ом полугодии 2017 года таких обращений не поступало

Во 2-ом полугодии 2018 года проведено 7 проверок по указанному основанию.

Во 2-ом полугодии 2017 года проведена одна проверка по указанному основанию

В 2018 году проведено 9 проверок по указанному основанию.

В 2017 году проведена одна проверка по указанному основанию

10.

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений от общего количества проведенных внеплановых проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

11.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок, процентов

0,3

0,1

0,2

нет

0,4

0,2

В 1-ом полугодии 2017 года нарушений не выявлено

Увеличение ко-личества прове-рок по основа-нию поступление заявления о пре-доставлении / пе-реоформлении / продлении лицензии

 

12.

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, процентов

100

25

67

нет

100

100

В 1-ом полугодии 2017 года нарушений не выявлено

Общее количест-во проверок, по итогам проведе-ния которых вы-явлено правона-рушений во 2-ом полугодии 2018 года – 4. В трех случаях не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях

Общее количество проверок, по ито-гам проведения ко-торых выявлено правонарушений в 2018 году – 9. В трех случаях не было необходи-мости в возбуж-дении дел об адми-нистративных пра-вонарушениях

13.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, процентов

20

700

133

нет

нет

нет

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о прив-лечении наруши-телей к админист-ративной ответст-венности не поступила

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о привлечении на-рушителей к ад-министративной ответственности не поступила

На момент форми-рования отчета 1-Контроль за 2017 год информация о привлечении нару-шителей к адми-нистративной от-ветственности не поступила

14.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от общего числа проверенных лиц, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

15.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от общего числа проверенных лиц, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

16.

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), единиц

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

17.

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, от общего числа выявленных правонарушений, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

18.

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, процентов

12

6

6

нет

нет

нет

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о прив-лечении наруши-телей к админист-ративной ответст-венности не поступила

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о привлечении на-рушителей к ад-министративной ответственности не поступила

На момент форми-рования отчета 1-Контроль за 2017 год информация о привлечении нару-шителей к адми-нистративной от-ветственности не поступила

19.

Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, тыс. рублей

85

80

80,5

нет

нет

нет

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о прив-лечении наруши-телей к админист-ративной ответст-венности не поступила

На момент фор-мирования от-чета 1-Контроль за 2017 год ин-формация о привлечении на-рушителей к ад-министративной ответственности не поступила

На момент форми-рования отчета 1-Контроль за 2017 год информация о привлечении нару-шителей к адми-нистративной от-ветственности не поступила

20.

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, процентов от общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

 

 

 

 

21.

Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчет и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений

Информация об исполнении в 2018 году показателей результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2018 № 175 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2018-2020 годы»:

Наименование индикатора                                                                                                              Порог     Факт

Доля предписаний, нарушения по которым устранены, процентов                                               100        100

Снижение количества торговых объектов, в которых выявлена безлицензионная

деятельность, в расчете на 1000 торговых объектов, имеющих лицензию на

розничную продажу алкогольной продукции по отношению к аналогичному

периоду прошлого года, процентов                                                                                                      <=100        67

Снижение количества изъятой алкогольной и спиртосодержащей продукции

в расчете на 1000 литров реализованной алкогольной продукции (за исключением

пива) по отношению к аналогичному периоду прошлого года, процентов                                      <=100        51

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, процентов                             0           0

Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний, процентов             >=40        73

22.

Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе по оценке предотвращенного в результате таких действий ущерба (по имеющимся методикам расчета размеров ущерба в различных сферах деятельности)

По сравнению с аналогичным периодом 2017 года:

количество мероприятий по контролю снизилось на 16% (на 489 мероприятий) (здесь и далее по тексту не учитываются внеплановые проверки, проведенные по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

количество субъектов, у которых выявлены нарушения действующего законодательства, снизилось на 17%;

в 2,9 раза снизилось количество выявленных фактов реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии;

количество выявленных фактов реализации алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов осталось на том же уровне (405 против 397 фактов в 2017 году).

Выявлено 83 факта реализации гражданами спиртосодержащей продукции домашней выработки – 45% от уровня 2017 года.

В результате совместных мероприятий с подразделениями МВД по Республике Татарстан в 2,4 раза меньше выявлено фактов оборота немаркированной алкогольной продукции (118 против 291 в 2017 году), и почти на 46% меньше выявлено фактов оборота спиртосодержащей продукции с нарушениями (128 против 238 в 2017 году).

23.

Оценка и прогноз состояния исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен статьей 261 «Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Согласно внесенным поправкам введен трехгодичный «мораторий» на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен статьей 262 «Особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Согласно внесенным поправкам введен «мораторий» на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса на 2019 – 2020 годы.

Поскольку подавляющая часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на республиканском потребительском рынке, относится к субъектам малого и среднего бизнеса, в 2018 году проведение плановых проверок Госалкогольинспекцией Республики Татарстан запланировано не было. На 2019 год также план проведения плановых проверок не составлялся.

Кроме того, согласно Федерального закона № 433-ФЗ, с 1 июля 2018 года плановые проверки в отношении лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводятся.

Также, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 277-ФЗ) (вступил в силу 1 января 2017 года) внесены существенные изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ. В частности, введены нормы о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Таким образом, приоритетным направлением в контрольно-надзорной деятельности остается проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, профилактика нарушений, т.е. создание комфортных условий для ведения бизнеса.

VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

1.

Выводы и предложения о результатах осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

С начала 2018 года в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан и ее территориальные органы поступило на рассмотрение, а также направлено Госалкогольинспекцией Республики Татарстан и ее территориальными органами на рассмотрение в иные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, 3120 дел, в том числе по нарушениям в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции – 3120.

Принято решений по 3089 делам, все по делам о нарушениях в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Наложено штрафов на сумму 49572,7 тыс. рублей. Из них взыскано 18149,94 тыс.рублей. По 31422,76 тыс. рублей постановления о привлечении к административной ответственности не вступили в законную силу, не истек срок добровольной оплаты штрафов, дела переданы в службу судебных приставов и т.д.

В том числе, в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан в 2018 году поступило 2078 материалов на рассмотрение в соответствии с КоАП РФ, вынесено 2089 постановлений и наложено штрафов на сумму 15269 тыс. рублей.

С начала 2018 года всего изъято, конфисковано и обращено в собственность государства  51877,6 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Регулярно проводится мониторинг по соблюдению хозяйствующими субъектами ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, проводятся совместные ночные и утренние рейды с МВД по Республике Татарстан, проверяется вся информация, поступающая от граждан на «горячую линию». В 2018 году мониторинг проведен в 8405 торговых объектах, из них в 506 выявлены нарушения ограничения времени продажи алкогольной продукции. В отношении виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях, которые рассматриваются уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции РТ.

2.

Предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности

1. Ввести лицензирование производства и оборота пива и пивных напитков, маркировку пива и пивных напитков специальными марками, а также установить минимальные розничные цены на пиво и пивные напитки с целью борьбы с нелегальным оборотом такой продукции.

 

2. В абзаце третьем пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) слова «фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) заменить словом «Этанола»;

В подпункте 1 статьи 2 слова «фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)» заменить словом «Этанол»;

По тексту закона слова «фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)» заменить словом «Этанол».

Обоснование:

Имеет место коллизия, фармацевтическая субстанции  спирта этилового (этанол) Федеральным законом № 171-ФЗ признается этиловым спиртом, а этиловый спирт (этанол) в форме лекарственного препарата таковым не признается, хотя все эти лекарственные средства являются одним и тем же, идентичным по составу химическим веществом и имеют единое международное непатентованное наименование Этанол.

 

3. Вместо требования к размеру уставного капитала установить  требования к размеру чистых активов.

Обоснование:

Требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, направлено на допуск в эту сферу финансово устойчивых организаций, способных отвечать по своим обязательствам, включая оплату акцизов и других налогов.

Размер уставного капитала общества должен отражать действительную стоимость имущества общества, поскольку данным имуществом гарантируются интересы кредиторов.

 

4. Необходимо вернуть субъектам Российской Федерации полномочия по установлению ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Обоснование:

Особую общественную опасность представляют собой мелкие заведения, так называемые «наливайки», с круглосуточными режимами работы и дополнительные ограничения необходимо вводить именно в отношении таких заведений.

Расцвет подобных заведений никак не способствуют ни снижению алкоголизации населения, ни воспитанию культуры их пития.

Необходимо установить минимальную площадь зала обслуживания предприятия общественного питания не менее 50 квадратных метров по каждому обособленному объекту, что позволит вытеснить с рынка мелкие предприятия общепита, вроде рюмочных.

Необходимо установить запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе  при оказании услуг общественного питания в помещениях, переведённых из жилых помещений многоквартирных домов, поскольку изначально при проектировании такое использование жилых помещений не предполагалось, соответственно при строительстве не применялись соответствующие звукоизолирующие материалы, не устанавливались отдельные системы вентиляции и т.д.

        

5. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предлагается внести следующие изменения:

1) В части 1 статьи 14.16  слова «или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок» исключить, поскольку такой вид продукции в России не известен.

Дополнить словами «или спиртосодержащих лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, реализуемых в аптечных учреждениях)».

В розничной сети приобретает массовое явление по продаже спиртосодержащих лекарственных средств и препаратов ветеринарного назначения, а также Этанола, зарегистрированного в качестве лекарственного средства.

Ранее в части 1 статьи 14.16 КоАП РФ была предусмотрена ответственность за продажу спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть), однако Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» это деяние исключили;

2) Дополнить КоАП РФ новой  статьёй 14.17.3, устанавливающей административную ответственность граждан за незаконную закупку, поставки, хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта.

В настоящее время совершение подобных действий в крупном размере влечет уголовную ответственность по статье 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако если гражданин совершает закупку, перевозку, хранение этилового спирта, стоимость которого менее 100 тысяч рублей, КоАП РФ не предусматривает ответственности за подобное деяние (статья 14.2 КоАП РФ предусматривает ответственность только за реализацию товаров, ограниченных в обращении и подведомственна МВД РФ);

3) В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ  производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям запрещены. Такая продукция признается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию.

Однако специальной административной ответственности за совершение подобного правонарушения КоАП РФ не предусматривает.

Диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ не охватывают случаи поставки, хранения или розничной продажи алкогольной продукции не соответствующей требованиям государственных стандартов.

До 19.01.2012 года действовала статья 6.14 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, однако Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,  была признана утратившей силу статья 6.14 КоАП РФ, в связи с введением статьи 14.43 КоАП РФ.

Считаем, что было бы целесообразно восстановить административную ответственность за производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов;

4) Главу 27 КоАП РФ «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» дополнить новым видом обеспечения производства: «Контрольная закупка при осуществлении мероприятий по пресечению незаконной розничной продажи алкогольной продукции».

 

6. В Налоговом кодексе Российской Федерации:

Абзац пятый пункта 2 статьи 181 признать утратившим силу, в целях признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в тару до 100 мл подакцизной.

3.

Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Предлагаем разрешить развозную розничную продажу алкогольной продукции в малонаселённых, отдалённых и труднодоступных населённых пунктах, перечень которых определяется исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, при условии наличия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и применения контрольно-кассовой техники, оснащённой средствами передачи информации о реализуемой алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

                         

 

Руководитель исполнительного органа

государственной власти

Республики Татарстан

 

 

Ж.Ю.Ахметханов

(Ф.И.О.)

 

 

          ______________________

                 (подпись)

 

Должностное лицо, ответственное

за составление доклада

 

ведущий советник

контрольно-инспекционного отдела

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

(должность)

Бадин В.А. (Ф.И.О.)

 

_____________________

(подпись)

 

 

(843) 278-92-09

(номер контактного телефона)

 

01 марта 2019 года

(дата составления доклада)

         

 

doc
Скачать текст
DOC, 274.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International