Доклад Госалкогольинспекции об осуществлении государственного контроля по итогам 2019 года

Наименование исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, подготовившего доклад:

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта,  алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция РТ)

 

 

Наименование осуществляемого

государственного контроля (надзора):            

Государственный контроль в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

 

Вид государственного контроля (надзора):       

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

 

Наименования нормативных правовых актов,

уполномочивающих исполнительный орган

государственной власти Республики

Татарстан на осуществление государственного

контроля (надзора):                                 

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.12.2018 № 1104 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Положение о Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей»

 

 

I. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

Наименование нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)

Возможность исполнения и контроля

Признаки коррупциогенности

Опубликование в свободном доступе на официальном сайте в сети «Интернет»

1

2

                             3

4

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

да

нет

опубликован

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»

 

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 866 «О маркировке алкогольной продукции  акцизными марками»

да

нет

опубликован

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации»

 

да

нет

опубликован

 

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

да

нет

опубликован

 

Закон Республики Татарстан от 6 марта 2015 года № 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан»

да

нет

опубликован

 

II. Организация государственного контроля (надзора)

1.

Сведения об организационной структуре и системе управления органа государственного контроля (надзора)

Структура Госалкогольинспекции РТ: аппарат и территориальные органы, осуществляющие свою деятельность зонально.

Аппарат состоит из 12 отделов. Территориальных органов - 7, расположены в гг.Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Арск.    

Непосредственными исполнителями функций государственного контроля являются: контрольно-инспекционный отдел, контрольно-инспекционные отделы территориальных органов Госалкогольинспекции РТ, сотрудники иных отделов аппарата Госалкогольинспекции РТ и её территориальных органов, в должностных регламентах которых указаны полномочия на осуществление мероприятий по контролю.

Госалкогольинспекцию РТ возглавляет руководитель, имеющий двух заместителей. 

2.

Описание вида государственного контроля (надзора)

Региональный государственный контроль (надзор) включает в себя:

1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение (профилактика), выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Кроме  того, Госалкогольинспекция РТ:

лицензирует розничную продажу алкогольной продукции;

осуществляет деятельность по разработке и реализации мер, направленных на увеличение реализации продукции предприятий Республики Татарстан;

участвует в разработке мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий;

разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции инструкции и другие нормативные акты в области государственного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

проводит мониторинг цен и ассортимента товаров народного потребления на внутреннем рынке республики;

проводит независимые экспертные исследования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляет выдачу соответствующих заключений, а также испытания этилового спирта и алкогольной продукции для целей обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р в соответствии с законодательством;

организует и проводит экспертные и арбитражные испытания продукции и услуг;

участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, предложений по контролю в сфере производства, оборота и качества этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также в сфере потребительского рынка;

анализирует причины выявленных нарушений и принимает совместно с министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, организациями меры по их предупреждению и устранению;

рассматривает письма, заявления, жалобы, обращения граждан;

участвует в разработке и реализации республиканских программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

3.

Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления вида государственного контроля (надзора)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 года № 16-ЗРТ «Об обращениях граждан в Республике Татарстан»;

Закон Республики Татарстан от 6 марта 2015 года № 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.12.2018 № 1104 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Положение о Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 №391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей»;

приказ Госалкогольинспекции РТ от 15.10.2009 № 216 «Об утверждении форм документов и журналов»;  

приказ Госалкогольинспекции РТ от 26.09.2011 № 198 «О должностных лицах Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Административный регламент исполнения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции, утвержденный приказом Госалкогольинспекции РТ от 24.11.2017 № 12-07/200;

Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Республики Татарстан, утвержденный приказом Госалкогольинспекции РТ от 01.02.2018 № 12-07/7;

нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие отношения в сфере производства, оборота и качества этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей.

4.

Информация о взаимодействии органа государственного контроля (надзора) при осуществлении соответствующего вида государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Госалкогольинспекция РТ при выполнении возложенных на нее функций взаимодействует с другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) (при необходимости).

 

5.

Сведения о выполнении отдельных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными органам государственной власти организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции

Подведомственная организация Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка» государственный контроль (надзор) не осуществляет.

6.

Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Работа по аккредитации не проводилась.

 

III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям)

1.

Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора):

первое полугодие

второе полугодие

год

 

планируемое выделение бюджетных средств, тыс. рублей

36548,3

55399,4

91947,7

 

фактическое выделение бюджетных средств, тыс. рублей

36548,3

55399,4

91947,7

 

расходование бюджетных средств (в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций), тыс. рублей

36548,3

55399,4

91947,7

2.

Сведения, характеризующие кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора):

 

 

 

 

данные о штатной численности работников органа государственного контроля (надзора), выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 1 июля 2019 года составляет 217 человек, из них 199 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 144 специалистов, из них на отчетный период:

укомплектованность – 137 штатных единиц;

вакансии – 7 единиц.   

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 31 декабря 2019 года составляет 217 человек, из них 199 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 144 специалистов, из них на отчетный период:

укомплектованность – 140 штатных единиц;

вакансии – 4 единиц.   

Штатная численность сотрудников Госалкогольинспекции РТ на 31 декабря 2019 года составляет 217 человек, из них 199 госслужащих.

Осуществление функций по контролю возложено на 144 специалистов, из них на отчетный период:

укомплектованность – 140 штатных единиц;

вакансии – 4 единиц.   

 

сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 24 специалиста, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 24 специалиста, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Все специалисты, выполняющие функции по контролю, имеют высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации прошли 48 специалистов, обучение проводится в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

 

данные о средней нагрузке на одного работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

0,15 проверки (в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 9,6 административных расследований (вне действия Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на 1 специалиста.

1,2 проверки (в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 9,6 административных расследований (вне действия Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ) на 1 специалиста.

1,4 проверки (в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, без учета проверок, проведенных по основанию – поступление заявления о получении / переоформлении / продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и 18,9 административных расследований (вне действия Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ) на 1 специалиста.

 

численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (при их наличии)

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

В штате Госалкогольинспекции РТ имеется 1 эксперт, имеющий право осуществлять функции по контролю. 

IV. Проведение государственного контроля (надзора)

1.

Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям и за год)

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 1-го полугодия 2019 года:

Всего проведено  проверок и расследований - 1333. Из них совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами - 164, в том числе с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по РТ) – 154, органами Прокуратуры Республики Татарстан - 3, другими органами - 7.

 

Всего выявлено 1517 нарушений действующего законодательства у 1199 хозяйствующих субъектов.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 20 проверок, в т.ч.: 17 - выездных, 3 - документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 6; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 11; по иным основаниям - 1; по требованиям органов прокуратуры – 2.

Нарушения выявлены в 7 случаях; всего выявлено 13 нарушений: 12 - нарушения обязательных требований законодательства; 1 – невыполнение предписаний органов государственного контроля. На 2019 год проведение плановых проверок запланировано не было.

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 2-го полугодия 2019 года:

Всего проведено  проверок и расследований - 1507. Из них совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами - 175, в том числе с МВД по РТ – 154, органами Прокуратуры Республики Татарстан - 5, другими органами - 16.

 

Всего выявлено 1643 нарушения действующего законодательства у 1280 хозяйствующих субъектов.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 170 проверок, в т.ч.: 5 - выездных, 165 - документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 63; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 4; по иным основаниям - 103; по требованиям органов прокуратуры – 0.

Нарушения выявлены в 85 случаях; всего выявлено 101 нарушение: 97 - нарушений обязательных требований законодательства; 4 – невыполнение предписаний органов государственного контроля. На 2019 год проведение плановых проверок запланировано не было.

Контрольно-инспекционная деятельность Госалкогольинспекции РТ  осуществляется как на основании Федерального закона № 294-ФЗ, так и КоАП РФ. 

Отчетные данные по итогам 2019 года:

Всего проведено  проверок и расследований - 2840. Из них совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами - 339, в том числе с МВД по РТ – 308, органами Прокуратуры Республики Татарстан - 8, другими органами - 23.

 

Всего выявлено 3160 нарушений действующего законодательства у 2479 хозяйствующих субъектов.

 

Данные, представленные в соответствии с формой статистического наблюдения № 1-контроль:

Проведено 190 проверок, в т.ч.: 22 - выездных, 168 - документарных. Все проверки внеплановые. Из общего количества внеплановых проверок: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок – 69; по заявлениям (обращениям) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан – 15; по иным основаниям - 104; по требованиям органов прокуратуры – 2.

Нарушения выявлены в 92 случаях; всего выявлено 114 нарушений: 109 - нарушений обязательных требований законодательства; 5 – невыполнение предписаний органов государственного контроля. На 2019 год проведение плановых проверок запланировано не было.

2.

Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

К проведению мероприятий по контролю эксперты и экспертные организации не привлекались.

3.

Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В отчетном периоде случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлено.

4.

Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р утверждена Целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». Согласно указанной целевой модели (в редакции, действовавшей до 19.04.2019) необходимо либо утвердить критерии категорий риска или класса опасности, либо отменить плановые проверки, либо отменить данный вид контроля (надзора) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора), в числе которых лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2018 года плановые проверки в отношении лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводятся.

 

Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2019 г. № 783-р внесены изменения в Целевую модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р.  Согласно новой редакции необходимо составлять план проверок на основании утвержденных критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, либо отменить плановые проверки, либо отменить вид регионального государственного контроля (надзора).

 

На 2019 год Госалкогольинспекцией РТ План проведения плановых проверок не составлялся, на 2020 год также не запланировано проведение плановых проверок.

5.

Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госалкогольинспекция РТ осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой программой профилактики нарушений.

На официальном сайте Госалкогольинспекции РТ размещена следующая информация (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/gosudarstvenniy-kontrol.htm):

программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/programma-profilaktiki-obyazatelnih-trebovaniy.htm);

перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/file/pub/pub_1036334.docx);

информация для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе об опубликованных руководствах по соблюдению обязательных требований, сведения о проведении семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, сведения об иной информации, размещенной иными способами. В случае изменения обязательных требований размещаются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

обобщение практики осуществления регионального государственного контроля, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/obobshchenie-pravoprimenitelnoy-praktiki.htm);

проверочный лист (список контрольных вопросов) с целью самоконтроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/proverochniy-list.htm).

Для подконтрольных субъектов ежеквартально проводятся публичные обсуждения. По мере необходимости организуются иные выездные мероприятий для подконтрольных субъектов.

Организована работа телефона «Горячей линии» по вопросам соблюдения требований действующего законодательства.

По мере необходимости осуществляется взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей по вопросам профилактики нарушений обязательных требований.

6.

Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

В 2019 году Госалкогольинспекцией РТ выдано 694 задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – задания). В рамках выполнения заданий проведено 6649 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых выявлено 1549 нарушений обязательных требований. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения, приняты меры по пресечению нарушений обязательных требований.

7.

Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

В отношении субъектов малого предпринимательства проведено 190 внеплановых проверок.

 

V. Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

1.

Сведения о принятых органом государственного контроля (надзора) мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям и за год)

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, в 1-ом полугодии 2019 года лицензии не аннулировались.

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, во 2-ом полугодии 2019 года лицензии не аннулировались.

За нарушения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, в 2019 году лицензии не аннулировались.

2.

Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В 2019 году проведено  2136 обучающих мероприятий, «круглых столов», совещаний для представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка, что на  12 % больше чем в прошлом году (в 2018г. –1920).

 

3.

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора)

В 2018 году фактов оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю не имеется.

 

VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

п/п

Показатели эффективности государственного контроля (надзора), рассчитанные на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)", утверждаемой Росстатом:

Данные анализа и оценки показателей эффективности государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям)

Значения показателей за отчетный период

Значения показателей за предшествующий период

Причины отклонения значений показателей (более 10 процентов)

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

первое полу-

годие

второе

полу-

годие

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Доля проведенных плановых проверок от общего количества запланированных проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

2.

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано от общего числа заявлений, направленных в органы прокуратуры, процентов

62

81

70

71

59

63

По мнению орга-нов прокуратуры отсутствовали ос-нования для про-ведения внепла-новых проверок

По мнению орга-нов прокуратуры отсутствовали основания для проведения вне-плановых про-верок

 

3.

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, от общего числа проведенных проверок, процентов

 

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

4.

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора) с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, от общего числа проведенных проверок, процентов

 

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

5.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) проведены проверки, от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), процентов

 

0,01

0,05

0,06

0,2

0,1

0,4

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основанию – поступление заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

6.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, единиц

0,0001

0,001

0,001

0,01

0,014

0,024

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основанию – поступление заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

7.

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок, процентов

 

100

100

100

100

100

100

 

 

 

8.

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок, процентов

100

100

100

100

100

100

 

 

 

9.

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда от общего количества проведенных внеплановых проверок, процентов

55

2,35

7,9

0,1

0,243

0,185

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основанию – поступление заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицен-зии

10.

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений от общего количества проведенных внеплановых проверок, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

11.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок, процентов

35

50

48

0,3

0,1

0,2

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основа-нию – поступле-ние заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

С 08.12.2018 в Едином реестре проверок не под-лежат учету про-верки, проведен-ные по основанию – поступление заявления о предоставлении / переоформлении / продлении лицензии

12.

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, процентов

71

14

18

100

25

67

Общее количест-во проверок, по итогам проведе-ния которых вы-явлено правона-рушений во 1-ом полугодии 2019 года – 7. В двух случаях не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях

Общее количест-во проверок, по итогам проведе-ния которых вы-явлено правона-рушений во 2-ом полугодии 2019 года – 85. В 73 случаях не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях

Общее количество проверок, по ито-гам проведения ко-торых выявлено правонарушений в 2019 году – 92. В 75 случаях не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правонару-шениях

13.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, процентов

40

517

376

20

700

133

1) в большинстве случаев не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях;

2) информация о привлечении на-рушителей к ад-министративной ответственности поступает из су-дебных органов после формиро-вания отчета

1) в большинстве случаев не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях;

2) информация о привлечении на-рушителей к ад-министративной ответственности поступает из су-дебных органов после формиро-вания отчета

1) в большинстве случаев не было необходимости в возбуждении дел об администра-тивных правона-рушениях;

2) информация о привлечении нару-шителей к адми-нистративной от-ветственности поступает из су-дебных органов после формиро-вания отчета

14.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от общего числа проверенных лиц, процентов

32

нет

5

нет

нет

нет

Показатель свя-зан с качеством обращений, по-служивших ос-нованиями для проведения вне-плановых про-верок и своевре-менностью обра-щения в орган контроля.

 

 

Показатель связан с качеством обра-щений, послу-живших основа-ниями для прове-дения внеплано-вых проверок и своевременностью обращения в орган контроля.

 

15.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от общего числа проверенных лиц, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

16.

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), единиц

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

17.

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, от общего числа выявленных правонарушений, процентов

 

14

5

5

нет

нет

нет

В 1-ом полугодии 2019 года 1 пред-писание из 7.

Во 2-ом полуго-дии 2019 года 4 предписания из 85.

В 2019 году 5 предписаний из 92.

18.

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, процентов

нет

7

6

12

6

6

На момент фор-мирования отчета 1-Контроль за 2019 год инфор-мация о привлече-нии нарушителей к административ-ной ответствен-ности не поступила

 

 

19.

Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, тыс. рублей

23,3

68,7

65,5

85

80

80,5

В 2018 году прив-лечено юридичес-кое лицо, в 2019 – 1 должностное лицо и 2 индиви-дуальных пред-принимателя, на которых штрафы в разы меньше

Уменьшение свя-зано с видом пра-вонарушения и применением, при рассмотре-нии, положений части 2.2 статьи 4 КоАП РФ

Уменьшение связа-но с видом право-нарушения и при-менением, при рассмотрении, по-ложений части 2.2 статьи 4 КоАП РФ

20.

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, от общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, процентов

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

 

 

 

 

 

 

21.

Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчет и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений

 

 

 

Информация об исполнении в 2019 году показателей результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2018 № 1244 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2019-2021 годы»:

Наименование индикатора                                                                                                              Порог         Факт

Недопущение снижения легальной розничной продажи алкогольной

продукции (за исключением пива) на душу совершеннолетнего

населения к базовому (2015) году, литров                                                                                     >=18,18        18,93

Доля предписаний, нарушения по которым устранены, процентов                                               100           100

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, процентов                             0               0

Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний, процентов            >=40             63

22.

Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе по оценке предотвращенного в результате таких действий ущерба (по имеющимся методикам расчета размеров ущерба в различных сферах деятельности)

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года:

количество мероприятий по контролю увеличилось на 12% (на 313 мероприятий);

количество субъектов, у которых выявлены нарушения действующего законодательства осталось на том же уровне (в 2019 году – 2479, в 2018 году – 2471);

в 1,4 раза снизилось количество выявленных фактов реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии;

количество выявленных фактов реализации алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов снизилось на 28% (293 против 405 фактов в 2018 году).

Выявлено 35 факта реализации гражданами спиртосодержащей продукции домашней выработки – 42% от уровня 2018 года.

Количество нарушений установленного порядка учета алкогольной продукции увеличилось в 1,8 раза (724 - в 2019 году, 406– в 2018 году)

В результате совместных мероприятий с подразделениями МВД по Республике Татарстан в 2 раза меньше выявлено фактов оборота немаркированной алкогольной продукции (60 против 118 в 2018 году), и почти на 33% меньше выявлено фактов оборота спиртосодержащей продукции с нарушениями (86 против 128 в 2018 году).

23.

Оценка и прогноз состояния исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности

Приоритетным направлением в контрольно-надзорной деятельности остается проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, профилактика нарушений, т.е. создание комфортных условий для ведения бизнеса. В связи с чем, на 2020 год Госалкогольинспекцией РТ план проведения плановых проверок не составлялся.

В 2020 году на территории Республики Татарстан запланировано проведение эксперимента по маркировке пивоваренной продукции, поставляемой в транспортной таре «кега», средствами идентификации прослеживаемости оборота пивоваренной продукции.

Также продолжится планомерная работа по обелению пивного рынка, проводимая  в республике, путем установления рекомендованных минимальных розничных цен на пиво.

Продолжится выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Республике Татарстан», в том числе подпрограммой «Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма» в целях уменьшения количества алкогольных отравлений среди жителей республики.

 

Анализируя сложившуюся административную и судебную практику, Госалкогольинспекцией РТ внесены предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции,  основными из которых являются:

возвращение субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

установление минимальной цены на пиво и пивные напитки;

введение лицензирование производства и оборота пива и пивных напитков и в последующем их специальной маркировки;

распространение требования к учету объемов розничной продажи алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее – ЕГАИС) на предприятия общественного питания, на розничную продажу пива и пивных напитков.

 

24.

Анализ ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, устанавливаемых отдельными решениями Правительства Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, решениями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и их значений

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2019 г. № 1251 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2018 № 1244 «Об утверждении Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2019-2021 годы» утвержден перечень ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, относящихся к группе «А» по региональным видам государственного контроля (надзора), выражающихся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности.

Для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - недопущение снижения легальной розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) на душу совершеннолетнего населения к базовому (2015) году.

Формула расчета: R=V/N

где:

V – объем розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) в отчетном году;

N – количество совершеннолетних жителей на 1 января отчетного года.

Базовый год:

2015г., так как в указанном году было существенное поднятие законодательно установленных минимальных цен на алкогольную продукцию, в связи с чем произошла активизация деятельности на нелегальном рынке алкогольной продукции, что подтверждается значительным изъятием из незаконного оборота алкогольной продукции, ввозимой на территорию Республики Татарстан из приграничных регионов, не маркированной в установленном порядке (продукция казахстанского производства).

Величина показателя R в 2015 году составила 18,18 л.

Источник данных:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан;

Госалкогольинспекция РТ.

Периодичность оценки результативности контрольно-надзорной деятельности:

Календарный год.

По итогам 2019 года данный показатель составил 18,93 л., что свидетельствует об эффективности проведенных профилактических мероприятий и мер по пресечению выявленных правонарушений.

 

VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

1.

Выводы и предложения о результатах осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

С начала 2019 года в Госалкогольинспекцию РТ и ее территориальные органы поступило на рассмотрение, а также направлено Госалкогольинспекцией Республики Татарстан и ее территориальными органами на рассмотрение в иные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, 3255 дел по нарушениям в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Принято решений по 3155 делам о нарушениях в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Наложено штрафов на сумму 51472,2 тыс. рублей. Из них взыскано 22984,54 тыс.рублей. По 28487,66 тыс. рублей постановления о привлечении к административной ответственности не вступили в законную силу, не истек срок добровольной оплаты штрафов, дела переданы в службу судебных приставов и т.д.

В том числе, в Госалкогольинспекцию РТ в 2019 году поступило 2292  материалов  на рассмотрение в соответствии с КоАП РФ, по которым вынесено 2231 постановления и наложено штрафов на сумму 18465 тыс. рублей.

С начала 2019 года конфисковано 72520,03 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Регулярно проводится мониторинг по соблюдению хозяйствующими субъектами ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, проводятся совместные ночные и утренние рейды с МВД по Республике Татарстан, проверяется вся информация, поступающая от граждан на «горячую линию». В 2019 году мониторинг проведен в 6871 торговом объекте, из них в 424 выявлены нарушения ограничения времени продажи алкогольной продукции. В отношении виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях, которые рассматриваются уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции РТ.

 

В 2020 году мы не должны снижать взятых темпов, надо продолжать работу по улучшению достигнутых результатов в рейтинге оценки ситуации на рынке розничных продаж алкогольной продукции, проводимой Росалкогольрегулированием. Необходимо активизировать работу по всем индикаторам оценки состояния алкогольного рынка: добиться роста легальных розничных продаж алкогольной продукции; снижения последствий потребления населением алкогольной продукции; повышения эффективности контрольный работы уполномоченных органов исполнительной власти.

Одним из основных направлений деятельности Госалкогольинспекции РТ остается контрольно-инспекционная деятельность.

В текущем году, согласно посланию Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию, должен быть завершен механизм «регуляторной гильотины», который предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов.

Запланированная работа в данном направлении даст возможность ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования», а по сути — создать новую законодательную нормативную базу, для того чтобы не было преград для развития бизнеса.

В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности перед Госалкогольинспекцией РТ стоит довольно непростая задача: с одной стороны – не допустить увеличения количества нарушений на алкогольном рынке, а с другой – снизить административное давление на малый бизнес путем сокращения количества проверок.

Необходимо найти инструменты объективного контроля, использовать новые методы и активизировать профилактическую работу с участниками алкогольного рынка.

2.

Предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности

В целях борьбы с контрафактной алкогольной продукцией и алкогольными суррогатами, поддержки добросовестных предпринимателей, развития здоровой конкуренции на алкогольном рынке, а также защиты прав граждан на приобретение качественной продукции, Госалкогольинспекцией РТ были разработаны следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования алкогольного рынка.

 

1. Установить минимальные цены на пиво и пивные напитки. Ввести лицензирование производства и оборота пива и пивных напитков и в последующем их специальную маркировку.

Обоснование:

Минимальные цены на пиво и пивные напитки позволят сделать неконкурентоспособной нелегальную контрафактную продукцию.  По нашей оценке розничная цена на легальное пиво не должна быть ниже 80 руб. за 1 литр. Сегодня установлены факты продажи пива в розлив по 40-50 рублей за 1 литр. И это только при акцизе – 21 рубль.

Лицензирование пива позволит контролировать места продажи пива и пивных напитков, качество и легальность их производства и оборота.

Маркировка пива и пивных напитков необходима для их учета в ЕГАИС, что также позволит бороться с их нелегальным оборотом.

 

2. Признать спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию разлитую в тару до 100 мл подакцизным товаром.

Обоснование:

На потребительском рынке Российской Федерации получила широкое распространение торговля спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукцией разлитой в тару до 100 мл. Ввиду низкой цены и высокого содержания этилового спирта такая продукция в основном используется населением в качестве замены алкогольных напитков.

Признание спиртосодержащей подакцизным товаром, позволит сделать ее не привлекательной по цене для употребления в качестве алкогольного суррогата.

 

3. Распространить требования к учёту объёмов розничной продажи алкогольной продукции в ЕГАИС на предприятия общественного питания и розничную продажу пива и пивных напитков.

Обоснование:

Данное предложение позволит уйти от двойного учета алкогольной продукции – в декларациях и ЕГАИС и полностью отказаться от декларирования розничной продажи алкогольной продукции.

 

4. Вернуть субъектам Российской Федерации полномочия по установлению ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Обоснование:

Сектор общественного питания является одним из каналов сбыта нелегальной алкогольной продукции, так как в силу специфики их деятельности, потребительская тара с наклеенной на боковой поверхности федеральной специальной или акцизной маркой остаётся в распоряжении предприятия общепита, что позволяет вторичное использование тары.

Предприятию общепита достаточно произвести одну легальную закупку партии алкоголя, внести сведения о ней в ЕГАИС и в дальнейшем, использовать освободившуюся тару, наполняя её суррогатами и фальсификатами, которые свободно можно приобрести в сети «Интернет», в том числе в 5-ти литровых канистрах. Либо использовать в качестве сырья для фальсификатов этиловый спирт, который также легко доступен.

Цена на алкогольную продукцию в рюмочных, как правило,  не выше розничных цен в магазинах, поскольку они продают зачастую  суррогат, разлитый в освободившуюся от легального алкоголя тару.

Дополнительные ограничения позволят субъектам Российской Федерации эффективно бороться с недобросовестными продавцами алкоголя.

 

5. В Федеральный закон № 171-ФЗ внести изменение, распространяющее его действие в отношении лекарственного средства Этанол, не зависимо от формы его выпуска – субстанция или лекарственный препарат.

Обоснование:

Данное предложение связано с тем, что в настоящее время остро стоит проблема нелегального оборота этилового спирта, в том числе, зарегистрированного в качестве лекарственного средства.

Продажа такой продукции в розничной сети, в продовольственных магазинах выявляется достаточно часто. Кроме того к нам поступают материалы из органов внутренних дел, связанные с перевозкой физическими лицами этилового спирта, зарегистрированного в качестве лекарственного средства,  в объёмах, исчисляемых в отдельных случаях несколькими тысячами литров.

Этиловый спирт для медицинского назначения, имеет общее международное непатентованное наименование Этанол.

Этанол в форме фармацевтической субстанции Федеральным законом № 171-ФЗ отнесён к понятию этиловый спирт и на него распространяется специальное правовое регулирование, в то время как Этанол, зарегистрированный как лекарственный препарат, таковым не является.

При том, что этиловый спирт, как в форме субстанции, так и в форме лекарственного препарата является одним и тем же веществом, идентичным по химическому составу и имеет единое международное непатентованное наименование  Этанол.

 

6. Дополнить КоАП РФ новой  статьёй 14.17.3, устанавливающей административную ответственность граждан за закупку, поставки, хранение, перевозку и (или) розничную продажу этилового спирта.

Обоснование:

За осуществление физическими лицами деятельности по  производству, закупке, хранению, поставке, перевозке и розничной продаже  этилового спирта в крупном размере наступает уголовная ответственность по статье 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако за совершение физическим лицом тех же действий при стоимости  этилового спирта менее 100 тысяч рублей отсутствует состав административного правонарушения.

Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает ответственность только за реализацию товаров, ограниченных в обращении. Тем самым, если нет реализации, нет и состава.

 

7. Вместо требования к размеру уставного капитала для получения лицензии на производство и (или) оборот (включая розничную продажу) алкогольной и спиртосодержащей продукции установить  требования к размеру чистых активов.

Обоснование:

Требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, направлено на допуск в эту сферу финансово устойчивых организаций, способных отвечать по своим обязательствам, включая оплату акцизов и других налогов.

Размер уставного капитала хозяйственного общества должен отражать действительную стоимость его имущества, поскольку данным имуществом гарантируются интересы кредиторов.

Однако на сегодняшний день фактически не исключается ситуация, когда лицензия на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть выдана финансово несостоятельной организации, стоимость чистых активов которой меньше размера уставного капитала, что противоречит целям законодателя.

Зачастую с таких организации невозможно взыскать назначенный административный штраф, они просто ликвидируются или прекращают деятельность, а затем по истечение 12 месяцев решением налоговых органов исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц.

 

8. Восстановить административную ответственность за производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов.

Обоснование:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям запрещены. Такая продукция признается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию.

В настоящее время специального состава административного правонарушения за совершение подобного деяния КоАП РФ не предусматривает.

До 19.01.2012 года действовала статья 6.14 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, которая Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях»  была признана утратившей силу, в связи с введением статьи 14.43 КоАП РФ.

Однако диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ не охватывают случаи поставки, хранения, закупки, перевозки или розничной продажи алкогольной продукции не соответствующей требованиям государственных стандартов.

 

9. В КоАП РФ предлагаем следующие изменения:

1) в части 1 статьи 14.16  слова «или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок» исключить, поскольку такой вид продукции в Российской Федерации не известен;

2) дополнить часть 1 статьи 14.16 словами «или спиртосодержащих лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, реализуемых в аптечных учреждениях)»;

3) главу 27 КоАП РФ «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» дополнить новым видом обеспечения производства: «Контрольная закупка при осуществлении мероприятий по пресечению незаконной розничной продажи алкогольной продукции».

3.

Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Разрешить развозную розничную продажу алкогольной продукции в малонаселённых, отдалённых и труднодоступных населённых пунктах.

Обоснование:

Республика Татарстан уже несколько лет выступает с данной инициативой т.к. в республике насчитывается 996 населённых пунктов, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты для продажи алкогольной продукции.

Граждане, проживающие в таких населённых  пунктах, лишены возможности приобретать качественную, безопасную и легальную алкогольную продукцию, как по месту жительства, так и, в отдельных случаях, в близлежащих населённых пунктах. Нередко население, лишенное возможности купить легальную алкогольную продукцию, вынужденно употреблять ее суррогаты либо контрафакт.

Перечень таких населенных пунктов должен определяться исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а торговля осуществляться при условии наличия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и применения контрольно-кассовой техники, оснащённой средствами передачи информации о реализуемой алкогольной продукции в ЕГАИС.

Следует отметить, что Федеральный закон № 171-ФЗ уже предусматривает возможность торговли алкоголем в нестационарных объектах, например в вагонах-ресторанах поездов и на борту воздушных судов.

                         

 

 

Руководитель исполнительного органа

государственной власти

Республики Татарстан

 

 

Ж.Ю.Ахметханов

(Ф.И.О.)

 

 

          ______________________

                 (подпись)

 

Должностное лицо, ответственное

за составление доклада

 

ведущий советник

контрольно-инспекционного отдела

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

(должность)

Бадин В.А. (Ф.И.О.)

 

_____________________

(подпись)

 

 

(843) 278-92-09

(номер контактного телефона)

 

27 февраля 2020 года

(дата составления доклада)

         
doc
Скачать текст
DOC, 292.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International