Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора) - 2016 год

1. Полномочия Госалкогольинспекции Республики Татарстан

на осуществление лицензионного контроля

за розничной продажей алкогольной продукцией

 

Полномочия Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее – Госалкогольинспекция РТ) в части осуществления лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и лицензионного контроля в указанной сфере определены постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 "Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей".

 

2. Нормативные правовые основания

осуществления лицензионного контроля

 

Лицензионный контроль осуществляется Госалкогольинспекцией РТ на основании следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ);

Федеральный закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

 

3. План проверок

 

План проверок на 2016 год был сформирован Госалкогольинспекцией РТ в соответствии с порядком и требованиями, определенными Законом № 294-ФЗ, утвержден Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещен на открытых для общего доступа сайтах Госалкогольинспекции РТ, прокуратуры Республики Татарстан, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основания для включения в план проверок юридических лиц,  получивших в Госалкогольинспекции РТ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее – лицензиаты), установлены статьями 9, 26.1  Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с указанными основаниями для проверки в 2016 году было определено 1 юридическое лицо (ООО «Шифа-8» 7 торговых объектов).

 

4. Организация и проведение проверок

Плановая проверка 2016 года проводились в форме выездной провероки в соответствии с требованиями, установленными Законом № 294-ФЗ:

проверка начиналась на основании распоряжения Госалкогольинспекции РТ;

лицензиат был уведомлен в установленные сроки о начале проведения проверки;

продолжительность проверки не превышала установленные законом сроки.

 

5. Соблюдение прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

 

        При проведении проверок особое внимание уделялось соблюдению установленных статьей 21 Закона № 294-ФЗ прав проверяемых субъектов:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;

знакомиться с документами, информацией, полученными проверяющими в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов;

представлять документы, информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, проверяющим по собственной инициативе;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих;

обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

 

6. Профилактика коррупции

при осуществлении лицензионного контроля

 

В связи с тем, что мероприятия по осуществлению государственного лицензионного контроля потенциально несут в себе коррупционные риски, Госалкогольинспекция РТ приняла меры по их предотвращению.

Информация о проверках (Планы проверок) размещается на сайте Госалкогольинспекции РТ в открытом доступе: план проверок с указанием наименования лицензиата и его торговых объектов, подлежащих проверке.

Указание в плане проверок периода ее проведения позволяет лицензиату заранее подготовиться к ней, обратиться за консультацией к сотрудникам Госалкогольинспекции РТ с целью разрешения вопросов и устранения возможных нарушений.

Кроме того, для ознакомления лицензиатов на сайте Госалкогольинспекции РТ помимо перечня нормативных правовых актов размещена информация о лицензионных требованиях в доступном изложении и большом объеме.

Плановая проверка проводилась в составе 7 сотрудников Альметьевского территориального органа Госалкогольинспекции РТ и 1 сотрудника Чистопольского территориального органа Госалкогольинспекции РТ, что кроме средства оптимизации срока ее проведения (5 рабочих дней) послужило в первую очередь профилактической антикоррупционной мерой.

В ходе проведения проверки представителю проверяемого юридического лица со стороны проверяющих были обеспечено соблюдение всех прав, предусмотренных Законом № 294-ФЗ, в том числе по присутствию, получению информации, ознакомлению с результатами, фиксации в акте проверки  своего согласия либо несогласия с ними и других.

Акт проверки был подписан проверяемыми без каких-либо разногласий в части результатов проверок.

Жалоб коррупционного характера на действия проверяющих от лицензиата не поступало.

Отчеты о проведенных  проверках ежемесячно направляются в Прокуратуру Республики Татарстан.

 

7. Результаты плановой проверки

 

Запланированная на 2016 год проверка была проведена в установленный срок. Нарушений в части соблюдения лицензионных требований и условий не выявлено.

Сведения о проверке были своевременно внесены в государственную информационную систему Республики Татарстан «Сводный реестр актов реагирования Республики Татарстан» и федеральную государственную информационную систему Генеральной прокуратуры «Единый реестр проверок».

Заявлений о нарушениях законодательства со стороны проверяющих, обжалований результатов проверок от лицензиата не поступало.

 

8. Проведение внеплановых проверок и их результаты

 

В 2016 году Госалкогольинспекцией РТ в рамках лицензионного контроля было проведено 1933 документарные внеплановые проверки и 1780 выездные внеплановые проверки.

Основанием для проведения таких проверок послужили заявления о выдаче или переоформлении лицензии, либо о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (ст.23.2 Закона № 171-ФЗ).

 Обобщая результаты внеплановых проверок, необходимо отметить, что в 2016 году имели место отказы в выдаче, переоформлении или продлении срока действии лицензии по итогам внеплановых документарных и выездных проверок.

Так по итогам внеплановых документарных проверок было 180 отказов.  Основная причина – наличие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей у лицензиата или соискателя лицензии на день подачи заявления в лицензирующий орган. Информация о наличии задолженности поступает в лицензирующий орган (Госалкогольинспекцию РТ) в рамках межведомственного взаимодействия из налоговых органов.

 По итогам внеплановых выездных проверок был 41 отказ по следующим причинам:

- несоответствие типа предприятия общественного питания, указанного в заявлении, фактическому;

- расположение торгового объекта или предприятия общественного питания на территории, на которой действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции (территория, прилегающая к детским, образовательным, медицинским, спортивным учреждениям);

- несоблюдение требований по площади торгового объекта (50 кв.м для городских и 25 кв.м для сельских поселений).

Основания для отказа в выдаче, переоформлении или продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции указаны в ст.19 Закона № 171-ФЗ.

  В этой связи лицензиатам и соискателям лицензии перед подачей заявления в лицензирующий орган следует обратить особое внимание на отсутствие налоговой и иной задолженности по обязательным платежам, а также на соответствие торгового объекта или предприятия общественного питания требованиям, предъявляемым для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Акты проверок были подписаны проверяемыми без каких-либо разногласий в части результатов проверок.

Жалоб коррупционного характера на действия проверяющих от лицензиатов и соискателей лицензий не поступало.

Заявлений о нарушениях законодательства со стороны проверяющих, обжалований результатов проверок от лицензиатов и соискателей лицензий не поступало.

 

9. Меры воздействия. Профилактика нарушений

 

Госалкогольинспекция РТ в рамках своих полномочий при осуществлении лицензионного контроля в случае выявления нарушений в качестве меры воздействия может применять выдачу предписаний лицензиатам.

Исполнение предписаний контролируется путем проведения внеплановых проверок.

В 2016 году предписания об устранении нарушений обязательных требований лицензиатам не выдавались.

Исходя из данного Законом № 294-ФЗ определения государственного контроля как деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, Госалкогольинспекция РТ, исполняя все составные задачи государственного контроля, одним из приоритетных его направлений считает профилактическое.

С этой целью плановая проверка включает в себя кроме непосредственно проверочных мероприятий проведение консультаций по вопросам соблюдения лицензионных требований.

Такие консультации проводятся как перед проведением проверки, так и во время нее, а также при устранении нарушений, на основании которых Госалкогольинспекцией РТ может быть выдано предписание.

Применение такого формата государственного контроля дает, по мнению Госалкогольинспекции РТ, положительные результаты.

В целях предупреждения нарушений Госалкогольинспекцией РТ работа проводится  в постоянном режиме.

На сайте Госалкогольинспекции РТ создан специальный раздел «Профилактика нарушений лицензионных требований». Материалы, размещенные в этом разделе, предоставляют возможность ознакомиться с существом лицензионных требований, трудными вопросами лицензирования, порядком и принципами проведения контрольных мероприятий.

 

10. Рекомендации лицензиатам и соискателям лицензии

по результатам проведения плановых и внеплановых проверок

 

Госалкогольинспекция РТ рекомендует лицензиатам и соискателям лицензии принять меры по организации постоянного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

В задачи ответственного за такой контроль работника должно входить: поддержание актуальности договоров аренды; обеспечение работы контрольно-кассовой техники и ее обязательное применение при продаже алкогольной продукции; наличие товаросопроводительых документов на реализуемую алкогольную продукции; соблюдение ограничений времени продажи алкогольной продукции.

Наиболее эффективным и оптимальным путем к исключению нарушений является повышение лицензиатами своих компетенций, чему Госалкогольинспекция РТ способствует путем размещения информационных материалов на сайте, и консультационное взаимодействие с Госалкогольинспекцией РТ.

doc
Скачать текст
DOC, 53.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International