Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности - 1 полугодие 2019 года

Обобщение и анализ правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции  

Республики Татарстан в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

за 1 полугодие 2019 года

 

Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее – Инспекция) за 1 полугодие 2019 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон  № 294-ФЗ) и на основании  Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.

 

I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий
по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности

 

В рамках контрольно-надзорной деятельности Инспекция осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лицензионный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с установленными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей» полномочиями Инспекцией в 1 полугодии 2019 года было проведено 1328 – внеплановых проверок, из них - 1308 по заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов о выдаче, переоформлении и продлении срока действии лицензий.

При осуществлении Инспекции регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за исполнением обязательных требований в указанной сфере применяется механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нормативно установленный Законом  № 294-ФЗ.

Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:

составление ежегодного плана проведения Инспекцией плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

использование оснований для проведения внеплановых проверок;  

разработка и издание распорядительных актов Инспекции о проведении проверки;

выбор формы проведения проверки;

исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;

соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;

оформление результатов проверки;

работа с обращениями, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

 

Ежегодный план проведения Инспекцией плановых проверок

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В соответствии со статьей 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

 

Основания для проведения внеплановых проверок

Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Закона № 294-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 10 внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного закона.

Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены пунктом 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Так, в 1 полугодии 2019 года Инспекцией проведено 6 внеплановых проверок по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ –  в связи с истечением срока исполнения подконтрольным субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Согласование органами прокуратуры проведения этих внеплановых проверок в соответствии с законодательными нормами не требовалось.

Пунктом 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля в установленной сфере деятельности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.

Так, порядок организации и осуществления лицензионного контроля установлены статьей 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

В 1 полугодии 2019 года в ходе лицензионного контроля по основаниям, указанным в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, согласно статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ Инспекцией было проведено 1308 документарных и выездных проверок в связи с поступлением заявлений от юридических лиц о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии.

Согласование проведения таких проверок с органами прокуратуры также не требовалось.

 

Разработка и издание распорядительных актов Инспекции

о проведении проверки и их содержание

На основании пункта 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ распоряжения Инспекции о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (далее - Типовая форма). В распоряжениях Инспекции о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ и Типовой формой. 

 

Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)

Определение формы проведения проверок регламентировано Законом              № 294-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного закона.

Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены пунктом 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.

 

Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок

Пунктом 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.

Средний срок проведения Инспекцией документарной проверки в 1 полугодии 2019 года составляет 10 дней, выездной проверки - 5 дней.

Соблюдение прав подконтрольных субъектов

при организации и проведении проверок

         Руководствуясь статьей 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица Инспекции, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольного субъекта, в отношении которого проводится проверка.

При проведении Инспекцией проверок соблюдались права юридического лица, индивидуального предпринимателя или их представителей, установленные статьей 21 Закона № 294-ФЗ, а именно:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц Инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ;

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Инспекцией в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Инспекции;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Татарстан к участию в проверке.

 

Оформление результатов проверки

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Министерства, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141. 

Содержание акта проверки, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой и статьей 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления нарушения лицензионных требований Министерством осуществляются административные процедуры (выдача предписания, проведение внеплановой проверки по исполнению предписания, повторная выдача предписания).

Согласно статье 18 Закона № 294-ФЗ в ходе контрольных надзорных мероприятий Министерством при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, оценивается соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

 

Меры, принимаемые по результатам проверок

в отношении подконтрольных субъектов

По результатам проведенных Инспекцией в 1 полугодии 2019 года внеплановых проверок были выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для выдачи подконтрольным субъектам, их совершившим, предписаний об устранении выявленных нарушений.

За отчетный период было выдано 8 предписаний, проведено 6 внеплановых проверок по их исполнению.

По итогам внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля принято 0 решений об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий.

 

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования,  соблюдение которых оценивается  при проведении Инспекцией регионального  государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального  государственного контроля  (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 26.12.2018 № 12-07/253 и размещен на официальном сайте Инспекции (http://mert.tatarstan.ru/rus/license.htm).

Инспекцией на постоянной основе проводится работа по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах,  применяемых при осуществлении Инспекцией мероприятий по контролю (надзору), и актуализация указанных перечней. 

 

Типовые нарушения обязательных требований

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 1 полугодии 2019 года к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие:

- реализация алкогольной продукции в часы ограничения времени продажи (с 22.00 до 10.00 час);

- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и декларации о соответствии);

- реализация пива и пивных напитков без фиксации в ЕГАИС товарно-транспортных накладных, по которым продукция получена от оптовых поставщиков;

- непредставление или несвоевременное представление ежеквартальных деклараций о розничном обороте алкогольной продукции; предоставление искаженных (недостоверных) данных в указных декларациях;

- реализация алкогольной продукции немаркированной акцизными или федеральными специальными марками установленного образца;

- реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии;

- реализация алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;

- реализация алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в закрытой таре на вынос.

 

Профилактические мероприятия, направленные на недопущение

нарушений обязательных требований

В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Инспекцией при проведении мероприятий по контролю, в первом полугодии 2019 года Инспекцией осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года, утвержденной приказом Госалкогольинспекции  Республики Татарстан от 7 июня 2019 г. № 10-07/109 (далее – Программа).

Целями Программы являются:

предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;

предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере;

создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Задачами Программы являются:

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению (возможному нарушению) обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;

определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;

создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы.

Принципами проведения профилактических мероприятий являются:

принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;

принцип информационной открытости – доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

принцип вовлеченности – обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи
в процесс взаимодействия с Инспекцией по вопросу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата – включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;

принцип обязательности – обязательность проведения профилактических мероприятий Инспекцией;

принцип актуальности –  систематический анализ и своевременное внесение изменений в Программу;

принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;

принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

В первом полугодии 2019 года Инспекцией в рамках Программы осуществлялось:

поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции перечня нормативных правовых  актов, содержащих обязательные требования;

поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (ссылки на внутренние структурные единицы нормативного правового акта, которыми устанавливаются обязательные требования);

проведение личного приема руководством Инспекции представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам обязательных требований;

проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Инспекции;

размещение на официальном сайте Инспекции статистических данных
о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований;

размещение на официальном сайте Инспекции результатов проверок, проведенных в отношении подконтрольных субъектов.

Кроме того, Инспекцией в 1 и 2 квартале 2019 года проведены публичные слушания для хозяйствующих субъектов по результатам правоприменительной практики и обязательным требованиям.

В рамках реализации принципов (механизмов) открытости и доступности информации о деятельности Инспекции и в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Инспекции в 2019 году размещены:

Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года;

Перечень типовых нарушений и разъяснений к ним;

Перечень нормативных правовых актов по контрольной деятельности Инспекции и обязательным требованиям в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Информация о проведенных в первом полугодии 2019 года проверках.

На постоянной основе на официальном сайте Инспекции обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Инспекции, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, в части информирования подконтрольных субъектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.

doc
Скачать текст
DOC, 94.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International