Итоговый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2019 год

Итоговый доклад

о правоприменительной практике

контрольно-надзорной деятельности

Госалкогольинспекции Республики Татарстан

в сфере розничной продажи алкогольной

и спиртосодержащей продукции

за 2019 год

 

(по состоянию на 01.01.2020)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2020

Итоговый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2019 год подготовлен во исполнение ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный Закон № 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», а также Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (утвержден протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2).

 

         В рамках контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекция Республики Татарстан (далее – Инспекция) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лицензионный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.12.2018 № 1104 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции».

При осуществлении Инспекцией регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за исполнением обязательных требований в указанной сфере применяется механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нормативно установленный Федеральным Законом № 294-ФЗ.

Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:

- составление ежегодного плана проведения Инспекцией плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- использование оснований для проведения внеплановых проверок;  

- разработка и издание распорядительных актов Инспекции о проведении проверки;

- выбор формы проведения проверки;

- исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;

- соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;

- оформление результатов проверки;

- работа с обращениями, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Инспекцией в 2019 году плановые проверки не проводились, поскольку в соответствии со статьей 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.  Кроме того, в соответствии с п.8 ст.23.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) плановая проверка в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводится.

 

         Согласно ст.8.3 Федерального Закона № 294-ФЗ должностные лица Инспекции уполномочены на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя Инспекции.

Инспекцией в 2019 году подготовлено 692 задания на проведение  контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами.

Мероприятия без взаимодействия с хозяйствующими субъектами проводились в виде:

- мониторинга (наблюдения) за соблюдением условий, времени и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- мониторинга данных, размещенных хозяйствующими субъектами в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС): фиксация розничных продаж, фиксация получения алкогольной продукции (номер и дата товарно-транспортной накладной) от оптового поставщика;

- мониторинга представления ежеквартальных деклараций об объемах розничного оборота алкогольной продукции (предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков).

              

         Причиненным в результате нарушений обязательных требований ущербом охраняемым законом ценностям является количество отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией, в том числе с летальным исходом. В 2019 году на территории Республики Татарстан таковых зафиксировано 563 случая, из них с летальным исходом - 223 (за аналогичный период 2018 года – 547 случаев, из них с летальным исходом – 187).

         К обязательным требованиям, нарушение которых привело к причинению вреда охраняемым законом ценностям, относятся:

- реализация алкогольной продукции без соответствующего разрешения  (лицензии)

- реализация алкогольной продукции, немаркированной акцизными или федеральными специальными марками установленного образца;

- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и декларации о соответствии) и др.

            

         В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2019 год к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие:

- реализация алкогольной продукции в часы ограничения времени продажи (с 22.00 до 10.00 час) – 424 факта;

- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и декларации о соответствии) – 293 факта;

- реализация пива и пивных напитков без фиксации в ЕГАИС товарно-транспортных накладных, по которым продукция получена от оптовых поставщиков – 629 фактов;

- непредставление или несвоевременное представление ежеквартальных деклараций о розничном обороте алкогольной продукции; предоставление искаженных (недостоверных) данных в указных декларациях – 794 факта;

- реализация алкогольной продукции, немаркированной акцизными или федеральными специальными марками установленного образца – 60 фактов;

- реализация алкогольной продукции без соответствующего разрешения  (лицензии) – 52 факта;

- реализация алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах – 28 фактов;

- розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним – 33 факта.

Структура нарушений

 

 

Виды нарушений

Количество выявленных нарушений

2019

в % к

2018

2018

2019

Всего нарушений

3012

3160

105

в том числе:

 

 

 

  1. Отсутствие лицензии на оборот алкогольной продукции

75

52

69

  1. Реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ 

(в т.ч. фальсифицированной)

32

34

106

  1. Реализация немаркированной алкогольной продукции или маркированной с нарушением установленных требований

118

60

51

  1. Реализация спиртосодержащей продукции из частных хозяйств

83

35

42

  1. Реализация алкогольной продукции без надлежаще  оформленных документов

405

293

72

  1. Оборот спиртосодержащей продукции

с нарушениями

128

86

67

  1. Количество нарушений по

декларированию

555

794

143

  1. Нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции (ЕГАИС)

406

724

178

  1. Нарушения ограничения времени  продажи алкогольной продукции

506

424

84

  1. Другие нарушения  (в т.ч. по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции)

704

658

93

 

 

         Анализ причин совершения типовых правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции показал, что основными причинами совершения правонарушений для всех групп поднадзорных субъектов являются, в первую очередь, недостаточное знание обязательных требований, а также в отдельных случаях пренебрежительное отношение хозяйствующих субъектов к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям действующего законодательства.

Для устранения причин и условий нарушений обязательных требований всем подконтрольным субъектам рекомендуется внимательно изучать нормативно-правовые документы, требования которых были ими нарушены. В случае возникновения вопросов обращаться в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан, как письменно, так и по телефону, указанному на сайте ведомства.

На официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан размещено Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данный документ обновляется ежеквартально.

Кроме того, Инспекцией разработан Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

         В случае выявления нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан в отношении виновных лиц (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, юридических лиц) составляются протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, которые направляются по подведомственности в суды общей юрисдикции, Арбитражный суд Республики Татарстан и должностному лицу Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

         В 2019 году судебными органами рассмотрен 2231 административный материал, направленный Госалкогольинспекцией Республики Татарстан. По итогам рассмотрений в отношении виновных лиц наложены штрафные санкции на сумму порядка 33 миллионов рублей и конфисковано 72 тысячи 520 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

         Уполномоченным должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан рассмотрен 924 административных материала. По итогам рассмотрений в отношении виновных лиц наложены штрафные санкции на сумму порядка 18,5 миллиона рублей.

В 2019 году по делам, направленным должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан, на рассмотрение в судебные органы и уполномоченному должностному лицу Госалкогольинспекции Республики Татарстан вынесено 1437 предупреждений (из них судебными органами – 36).

 

При составлении протокола об административном правонарушении в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст.4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо признают обстоятельствами, смягчающими административную ответственность:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

 

В 2019 году имели случаи отказа арбитражными судами, судами общей юрисдикции и уполномоченным должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан в привлечении к административной ответственности лиц, в отношении которых должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан осуществлялось производство по делам об административных правонарушениях.

Как правило, основаниями для отказа в привлечении к административной ответственности являлись, выявленные в ходе рассмотрения дела существенные нарушения процессуальных норм, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Так, решением  Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-10939/2019 было отказано в удовлетворении заявления Госалкогольинспекции Республики Татарстан о привлечении к административной ответственности ООО «Лабиринт-Волга» в связи с проведением осмотра помещений и изъятия предметов административного правонарушения в отсутствии понятых и применения видеозаписи. По аналогичному основанию было отказано в привлечении к административной ответственности ООО «Лабиринт-Волга» по делу № А65-17220/2019, ООО «Кулик» по делу № А65-24189/2019.

Также основанием для отказа в привлечении к административной ответственности Арбитражным судом Республики Татарстан  послужило установленное нарушение процедуры составления протокола об административном правонарушении без участия лица, в отсутствии сведений о надлежащем его извещении о месте и времени его составления (дело № А65-18253/2019).

Ряд дел об административных правонарушениях были прекращены постановлениями заместителя руководителя  Госалкогольинспекции Республики Татарстан из-за отсутствия в протоколе об административном правонарушении сведений о  дате, времени или месте совершения административного правонарушения, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

 

В 2019 году в Буинском городском суде Республики Татарстан в порядке административного судопроизводства обжаловались действия должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан при осуществлении ими своих служебных полномочий.

 Решением Буинского городского суда от 20 марта 2019 года по делу № 2а-288/2019 в удовлетворении административного иска было отказано. Действия должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан признаны законными.

Также в текущем году в Арбитражном суде Республики Татарстан были рассмотрены два заявления о признании незаконными действий Госалкогольинспекции Республики Татарстан по отказу в переоформлении или выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан в удовлетворении заявлений было отказано.

Кроме того, Арбитражным судом Поволжского округа была рассмотрена кассационная жалоба Госалкогольинспекции Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, которыми было удовлетворено заявление ООО «Источник» о признании незаконным отказа Госалкогольинспекции Республики Татарстан в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 года по делу № А65-30718/2019 кассационная жалоба Госалкогольинспекции Республики Татарстан была удовлетворена,

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу № А65-30718/2018 отменены.

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Источник» к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и  об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующей лицензии – отказано.

 

Инспекцией в 2019 году было проведено 2963 внеплановые проверки, из них - 2773 по заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов о выдаче, переоформлении или продлении срока действии лицензий.

По результатам проведенных Инспекцией в 2019 году внеплановых проверок были выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для выдачи подконтрольным субъектам, их совершившим, предписаний об устранении выявленных нарушений.

За отчетный период было выдано 94 предписания, проведено 69 внеплановых проверок по их исполнению.

По итогам внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля принято 62 решения об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий.

Основанием для отказа в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий в 30 случаях послужило наличие у лицензиата (соискателя лицензии) непогашенной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; и в 32 случаях – несоответствие торгового объекта (предприятия общественного питания), требованиям, предъявляемым к осуществлению лицензируемого вида деятельности.

 

В соответствии с п.1.1 ст.15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Дублирующие, избыточные, в том числе малозначимые и неэффективные обязательные требования отсутствуют.

 

В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Инспекцией при проведении мероприятий по контролю, в 2019 году Инспекцией осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года, утвержденной приказом Госалкогольинспекции  Республики Татарстан от 7 июня 2019 г. № 10-07/109 (далее – Программа).

За 2019 год Инспекцией в рамках Программы осуществлялось:

- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции перечня нормативных правовых  актов, содержащих обязательные требования;

- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (ссылки на внутренние структурные единицы нормативного правового акта, которыми устанавливаются обязательные требования);

- проведение личного приема руководством Инспекции представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам обязательных требований;

- проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Инспекции;

- размещение на официальном сайте Инспекции статистических данных
о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований;

- размещение на официальном сайте Инспекции результатов проверок, проведенных в отношении подконтрольных субъектов.

Кроме того, Инспекцией в 2019 году проведены публичные слушания для хозяйствующих субъектов по результатам правоприменительной практики и обязательным требованиям.

В рамках реализации принципов (механизмов) открытости и доступности информации о деятельности Инспекции и в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Инспекции в 2019 году размещены:

- Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года;

- Перечень типовых нарушений и разъяснений к ним;

- Перечень нормативных правовых актов по контрольной деятельности Инспекции и обязательным требованиям в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Информация о проведенных в 2019 году проверках.

          На постоянной основе на официальном сайте Инспекции обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Инспекции, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, в части информирования подконтрольных субъектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.

doc
Скачать текст
DOC, 124.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International