Пресс-конференция
15.03.2012

15 марта 2012 г отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, который в очередной раз проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
За 2011 год Госалкогольинспекцией Республики Татарстан рассмотрено 20004 обращения граждан по вопросам нарушений их потребительских прав, поступивших, в том числе, по линиям средств электронной связи, через Интернет-приемную; из них 84,1% - на сферу торговли; 6,7% – бытовые услуги; 2,8% – жилищно-коммунальные услуги; 6,4% – прочие услуги.87,3% обращений решено в пользу потребителей в досудебном порядке. В результате активизации профилактической работы, направленной на повышение потребительской грамотности и обучение навыкам самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций по вопросам потребительского законодательства, в 2011 году количество поступивших обращений потребителей в сравнении с 2010 годом снизилось на 11,1 % (в 2010 году рассмотрено 22505 обращений).
Следует отметить, что анализ поступающих обращений свидетельствует о повышении уровня сложности поднимаемых потребителями проблем и снижении обращений по незначительным нарушениям потребительского законодательства. В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступают жалобы потребителей, вошли: сложная бытовая техника, сотовые телефоны, мебель, продовольственные товары: молочные изделия, мясопродукты, кондитерские изделия, детское питание; жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги связи и т.д. В 92% случаев факты нарушений, изложенные в обращениях потребителей, подтверждены.
В прошлом году проведено 2324 мероприятия, направленных на повышение потребительской грамотности населения.
       За 2011 год сотрудниками Госалкогольинспекции РТ оказано содействие потребителям в составлении 902 претензий, что в 3,3 раза больше, чем в 2010 году (в 2010 году – 270), 231 проекта исковых заявлений, что в 1,4 раза больше, чем в 2010 году (в 2010 году - 156). Общая стоимость исков составила 13658,5 тыс. рублей.
Принято участие в 467 судебных заседаниях по делам о защите прав потребителей. По итогам судебных процессов за 2011 год иски 168 потребителей удовлетворены полностью или частично на сумму 3850 тыс. рублей.
 
В последнее время увеличилось количество обращений граждан в Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ по вопросам кредитования.
Основные нарушения, допускаемые банками при предоставлении кредита
1. Взимание банками дополнительных единовременных и ежемесячных комиссий помимо процентов за пользование кредитом (за обслуживание кредита, за предоставление кредита, за сопровождение кредита, за ведение ссудного счетаи др.).
2. Непредставление необходимой и достоверной информации об оказываемых финансовых услугах (информация о размере кредита, о полной стоимости кредита,  суммах образовавшейся задолженности, суммах неустойки и др.).
3.  Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей (ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей)
4. Обусловливание предоставления кредита обязательными услугами по страхованию, открытию расчетного счета и др.
5. Изменение условий кредитного договора (процентной ставки) в одностороннем порядке без согласия заемщика.
6. Ограничение прав потребителей на выбор подсудности.
В связи с участившимися нарушениями специалисты Госалкогольинспекции РТ рекомендуют заемщикам:
1. Перед принятием решения о получении кредита реально оцените свои потребности в получении кредита и возможности по его своевременному обслуживанию (погашению). Расторгнуть подписанный договор гораздо сложнее, чем его заключить.
2. Не спешите подписывать документы. Внимательно прочитайте договор. Обязательно изучите следующую информацию:
- размер эффективной процентной ставки. Распространены случаи, когда банк обращает внимание потребителя на проценты по кредиту, а полную стоимость кредита указывает в договоре мелким шрифтом. При этом проценты по кредиту, как правило, меньше, чем полная стоимость кредита;
- включение в договор дополнительных услуг (услуг по страхованию, по открытию расчетного счета и др.). Дополнительные услуги могут предоставляться только с письменного согласия потребителя. Это является правом, а не обязанностью потребителя;
- наличие в договоре комиссий и иных  дополнительных платежей. В соответствии со ст.819 Гражданского кодекса РФ заемщик обязуется возвратить банку полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Комиссии могут взыскиваться только на законных основаниях;
- предоставление альтернативной подсудности при рассмотрении судебных споров. Банк в договоре может ограничить право потребителя на выбор подсудности. Например, все споры рассматривать только по месту нахождения банка (Москва, Самара и др.). Однако, в соответствии со ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» право выбора подсудности (по месту жительства, месту нахождения банка) принадлежит потребителю.
3. Попросите у представителя банка бланк договора со всеми существенными условиями, в том числе с приложениями к договору, тарифами, правилами предоставления кредита и т.д.  для детального изучения дома или получения консультации у независимых  специалистов.
4. Потребителю могут быть начислены проценты за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредиту. Обращайте внимание на их размер.
5. При невозможности исполнять обязательства по кредиту по уважительной причине необходимо незамедлительно обратиться в банк в письменном виде с приложением обосновывающих документов.
6. При нарушении заемщиком сроков возврата кредита (части кредита) банк вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
7. Банк вправе уступить право требования задолженности по кредиту другой организации (коллекторскому агентству) без согласия должника, но при этом уведомить заемщика об этом в письменном виде.
 
Проблемы в области защиты прав потребителей еще остаются. Поэтому работа по реализации профилактических мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, будет вестись постоянно как Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), так и Госалкогольинспекцией Республики Татарстан.
 


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International