«Утверждаю» Председатель общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан
___________________Ю.И. Митюшкин
«___» марта 2020г. |
«Согласовано» Руководитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан
__________________Ж.Ю. Ахметханов
«___» марта 2020г. |
ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ ГОСАЛКОГОЛЬИНСПЕКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2019 ГОД
I. Общие положения.
Федеральным законом от 01.03.2020 №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусмотрена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» предусмотрено исполнение подпункта «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.
Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019 № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республике Татарстан (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе).
Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет Госалкогольинспекции Республике Татарстан.
Функции Уполномоченного подразделения, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в Госалкогольинспекции Республике Татарстан антимонопольного комплаенса, отнесены к отделу административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан.
В реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республике Татарстан антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) в каждом территориальном органе Госалкогольинспекции Республике Татарстан возложены на начальника территориального органа.
Отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно:
- Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019 № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан;
- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 12.03.2020г. №10-07/20 «Об утверждении карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства и План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2020г.;
- сотрудник отдела административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан прошел курс повышения квалификации «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления» в учебно-методическом центре ФАС России (25-26 февраля 2020 года);
- проведены рабочие совещания с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков, в ходе которых состоялось обсуждение вопросов, связанных с реализацией мероприятий антимонопольного комплаенса.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об антимонопольном комплаенсе Общественный совет Госалкогольинспекции Республики Татарстан (Коллегиальный орган) утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II Доклада в виде аналитической справки.
В связи с тем, что план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков ФАС России на 2018 год не утверждался, информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков в Докладе не приводится.
В связи с тем, что ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса на 2018 год не утверждались, информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Докладе не приводится.
II. Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков (аналитическая справка).
В целях оценки рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-рисков) отделом административной и судебной практики, была проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.
Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным подразделением применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 3101 - 2011 Методы оценки риска;
Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства.
2.1. Анализ рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан отделом административной и судебной практики были осуществлены следующие мероприятия:
- запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан о предложениях по включению в карту комплаенс-рисков потенциально возможных рисков;
- проанализированы результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан органами прокуратуры;
- проанализированы результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан;
- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков о взыскании убытков и судебных расходов;
- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков по обжалованию распоряжений об отказе в выдаче лицензий Госалкогольинспекцией Республики Татарстан;
- проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
2.1.1. Анализ результатов оценки деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан
В 2019г. аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан была проведена комплексная проверка деятельности Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
Кроме того, в 2019г. были проведены целевые проверки Арского территориального органа (контрольно-инспекционная и правовая деятельность), Чистопольского территориального органа (контрольно-инспекционная и правовая деятельность), Альметьевского территориального органа (деятельность по предупреждению нарушений на потребительском рынке), Казанского территориального органа (деятельность по предупреждению нарушений на потребительском рынке), Набережночелнинского территориального органа (деятельность по контролю алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу и правовая деятельность), Нижнекамского территориального органа (деятельность по предупреждению нарушений на потребительском рынке).
По результатам проверки деятельность данных территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан была признана удовлетворительной. Нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.
2.1.2. Анализ судебной практики.
В рамках анализа судебной практики отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в адрес руководителей структурных подразделений Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены (по системе ЭДО) следующие разъяснительные письма:
1 «О направлении информации» от 11.01.2019 № 14/98;
2. «О квалификации правонарушений» от 23.01.2019 №50;
3. «О производстве по делам об административных правонарушениях» от 19.04.2019 №вн.-2.
4. «О направлении разъяснений» от 15. 07.2019 №вн-20;
5. «О порядке применения статьи 14.45 КоАП РФ» от 03.09.2019 №вн-34;
6. «Об изменениях в АПК РФ» от 03.10.2019 вн-41;
7.«О составлении протокола об административном правонарушении в отношении должностных лиц» от 31.10.2019 №вн-48.
Начальником отдела административной и судебной практики проведено занятие для начальников территориальных органов и начальников контрольно-инспекционных отделов территориальных органов по теме «Методы эффективной работы по своевременному взысканию административных штрафов».
Во 2 квартале 2019г. в отделе административной и судебной практики проведено совещание с юристами территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан по вопросу применения судебной практики, обсуждению текущих вопросов и обменом опыта между сотрудниками.
В 3 квартале 2019г. организован выезд заместителя начальника отдела административной и судебной практики в Арский территориальный орган по теме: «Вопросы контрольно-инспекционной деятельности».
В 4 квартале 2019г. организован выезд ведущего советника отдела административной и судебной практики в Альметьевский территориальный орган по вопросам возникающих в ходе работы территориального органа.
В 2019г. заместителем начальника отдела административной и судебной практики для сотрудников Казанского территориального органа и отдела оперативного межмуниципального контроля проведено обучение по вопросам ведения видеофиксации, оформления протоколов осмотра и протоколов об административном правонарушении.
2.1.3. Анализ жалоб на исполнение административных регламентов.
В 2019 жалобы на исполнение гражданскими служащими Госалкогольинспекции Республики Татарстан административных регламентов отсутствуют. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
2.1.4. Анализ результатов проверок органами прокуратуры.
В 2019 году органами прокуратуры было проведено 6 проверок территориальных органов и аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан при осуществлении ими контрольно-надзорной деятельности и иных функций в сфере осуществляемой деятельности.
Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
2.1.5. Анализ результатов проверок Счетной палаты Республики Татарстан.
В 2019г. выездные проверки Счетной палатой не проводились. По результатам ежеквартальных камеральных проверок нарушений законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан Счетной палатой Республики Татарстан не установлено.
Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
2.1.6. Анализ предъявляемых исковых требований к Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
В 2019г. исковые требования к Госалкогольинспекции Республики Татарстан о возмещении судебных расходов и (или) взыскании убытков не предъявлялись.
2.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов.
Совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.
Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.
Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан актам более высокой юридической силы.
Проводимые отделом административной и судебной практики правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.
При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.
При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке», постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2009 № 883 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», от 15.08.2017 № 580 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового акта в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности при осуществлении ведомственного нормотворчества Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер.
III. Выводы по результатам проведенного анализа.
Результаты проведенного многовекторного анализа, с учетом предложений структурных подразделений аппарата и территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, использованы при формировании отделом административной и судебной практики карты комплаенс-рисков Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
При формировании перечня комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан учтены факторы как сфера (направление) деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.
При определении уровня риска учтены факторы, которые способствуют/препятствуют совершению нарушения антимонопольного законодательства.
В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий наступления комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики разработан План мероприятий («дорожную карту») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2020г. и Карта рисков нарушений антимонопольного законодательства Госалкогольинспекции Республики Татарстан, содержащие в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявляемых рисков.