Доклад об антимонопольном комплаенсе Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2020 год

 

«Утверждаю»

Председатель

 общественного совета

при Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

___________________Ю.И. Митюшкин

 

 

             «___» декабря 2020г.

«Согласовано»

Руководитель

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

 

__________________Ж.Ю. Ахметханов

 

 

               «___» декабря 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ ГОСАЛКОГОЛЬИНСПЕКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2020 ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие положения.

 

Федеральным законом от 01.03.2020 №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусмотрена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» предусмотрено исполнение подпункта «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018                  № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019               № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республике Татарстан (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе).

Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет Госалкогольинспекции Республике Татарстан.

 Функции Уполномоченного подразделения, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в Госалкогольинспекции Республике Татарстан антимонопольного комплаенса, отнесены к отделу административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан.

В реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республике Татарстан антимонопольного    законодательства    (комплаенс-рисков)    в    каждом территориальном органе Госалкогольинспекции Республике Татарстан возложены на начальника  территориального органа.  

 

Отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно:

- Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019               № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан;

- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 12.03.2020г. №10-07/20 «Об утверждении карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства и План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2020г.;

  • запрошены и проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республике Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республике Татарстан;
  • запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республике Татарстан о возможных комплаенс-рисках, о возможных причинах и условиях их возникновения, предложения по их минимизации и устранению;

- сотрудники отдела административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан периодически проходят курс повышения квалификации «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления» в учебно-методическом центре ФАС России (25-26 февраля 2020 и 20-21 октября 2020 года).

-    проведены рабочие совещания с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков, в ходе которых состоялось обсуждение вопросов, связанных с реализацией мероприятий антимонопольного комплаенса.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения об антимонопольном комплаенсе Общественный совет Госалкогольинспекции Республики Татарстан (Коллегиальный орган) утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II Доклада в виде аналитической справки.

 

II. Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков (аналитическая справка).

 

В целях оценки рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства  (далее  -  комплаенс-рисков)  отделом административной и судебной практики, была проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным подразделением применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах:

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 3101 - 2011 Методы оценки риска;

  • ГОСТ Р 51901.23 - 2012 Реестр риска. Руководство по оценке опасных событий для включения в реестр риска;
  • Международный стандарт ISO 31000 Риск менеджмент - Принципы и руководства;
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  • СМК (система менеджмента качества) лаборатории ГБУ «Татэкспертцентр».

Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства.

 

2.1. Анализ рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан отделом административной и судебной практики были осуществлены следующие мероприятия:

- запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан о предложениях по включению в карту комплаенс-рисков потенциально возможных рисков;

-   проанализированы результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан органами прокуратуры;

-   в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции проанализировать результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным, поскольку проверки их деятельности не проводились;

-   проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков о взыскании убытков и судебных расходов;

- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков по обжалованию распоряжений об отказе в выдаче лицензий Госалкогольинспекцией Республики Татарстан;

- проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

2.1.1. Анализ результатов оценки деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан

 

В 2020г. аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан была проведена проверка контрольно-инспекционной деятельности Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

По результатам проверки деятельность нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.

 

2.1.2. Анализ судебной практики.

 

         В рамках анализа судебной практики отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в адрес руководителей структурных подразделений Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены (по системе ЭДО) следующие разъяснительные письма:

1 «О направлении проектов постановлений по делам об административных правонарушениях» от 04.03.2020 № вн-18;

2. «О направлении дополнительной информации» от 23.03.2020 №вн-22;

3. «О разъяснении отдельных вопросов правоприменения от 20.03.2020 №вн-21;

4. «О порядке представления деклараций» от 24. 03.2020 №вн-23;

5. «О направлении обзора» от 20.01.2020 №вн-4;

6. «Об изменениях в законодательстве» от 19.06.2020 вн-47;

7.«О составлении протокола об административном правонарушении в отношении должностных лиц» от 31.10.2019 №вн-48;

8. «О направлении алгоритма проверок и обзора судебной практики» от 09.10.2020г. № вн-59.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции проводить выездные учебные занятия территориальным органам Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным.

 

2.1.3. Анализ жалоб на исполнение административных регламентов.

 

В 2020 жалобы на исполнение гражданскими служащими Госалкогольинспекции Республики Татарстан административных регламентов отсутствуют. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

2.1.4. Анализ результатов проверок органами прокуратуры.

 

В 2020 году органами прокуратуры было проведено 2 проверки Набережночелнинского территориального органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан при осуществлении ими контрольно-надзорной деятельности и иных функций в сфере осуществляемой деятельности.

Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

2.1.5.    Анализ результатов проверок Счетной палаты Республики Татарстан.

В 2020г. выездные проверки Счетной палатой не проводились. По результатам ежеквартальных камеральных проверок нарушений законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан Счетной палатой Республики Татарстан не установлено.

Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

2.1.6. Анализ предъявляемых исковых требований к Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

         В 2020г. к Госалкогольинспекции Республики Татарстан было предъявлено одно исковое требование о возмещении судебных расходов на сумму 20 000 рублей.

               
      2.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных

 правовых актов.

 

Совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.

Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.

Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан актам более высокой юридической силы.

Проводимые отделом административной и судебной практики правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.

При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке», постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2009 № 883 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», от 15.08.2017 № 580 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового   акта   в   целях   выявления   в   них   коррупциогенных   факторов   и   их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2020 год было разработано 7 проектов нормативных правовых актов по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, утвержденного приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 3 августа 2018 г. № 12-07/149 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан».

В целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности при осуществлении ведомственного нормотворчества Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер.

III. Информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

 

Внеплановые проверки в рамках лицензионного контроля в 2020г. Госалкогольинспекцией Республики Татарстан не проводились.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, срок которых истек в 2020г., был продлен до 2021г.

В 2020г. по состоянию на 15 число Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было проведено 3087 мероприятий по контролю в отношении 2897 субъектов. По результатам указанных мероприятий выявлено 3517 нарушений, наложено административных штрафов на сумму свыше 50 000 000 рублей, изъято свыше 22500 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По проведенным мероприятиям нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

IV. Выводы по результатам проведенного анализа.

 

Результаты проведенного многовекторного анализа, с учетом предложений структурных подразделений аппарата и территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, использованы при формировании  отделом административной и судебной практики карты комплаенс-рисков Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

При формировании перечня комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан учтены факторы как сфера (направление) деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.

При определении уровня риска учтены факторы, которые способствуют/препятствуют совершению нарушения антимонопольного законодательства.

В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий наступления комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики разработан План мероприятий («дорожную карту») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2020г. и Карта рисков нарушений антимонопольного законодательства Госалкогольинспекции Республики Татарстан, содержащие в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявляемых рисков.

pdf
Скачать текст
PDF, 4.33 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International