«Утверждаю» Председатель общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан
___________________Ю.И. Митюшкин
«___» марта 2022г. |
«Согласовано» Руководитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан
__________________Ж.Ю. Ахметханов
«___» марта 2022г. |
ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ ГОСАЛКОГОЛЬИНСПЕКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2021 ГОД
I. Общие положения.
Федеральным законом от 01.03.2020 №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусмотрена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.
Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019 № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республике Татарстан (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе).
Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет Госалкогольинспекции Республике Татарстан.
Функции Уполномоченного подразделения, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в Госалкогольинспекции Республике Татарстан антимонопольного комплаенса, отнесены к отделу административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан.
В реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республике Татарстан антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) в каждом территориальном органе Госалкогольинспекции Республике Татарстан возложены на начальника территориального органа.
Отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно:
- Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019г. № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан;
- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 30.12.2019г. №10-07/217 «Об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены ключевые показатели эффективности функционирования в Госалкогольинспекции Республики Татарстан антимонопольного комплаенса.
- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 12.03.2020г. №10-07/20 «Об утверждении карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства и План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2020г.;
- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 30.12.2021г. №10-07/226 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2022 год» утвержден План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2022 г.;
- сотрудники отдела административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан периодически проходят курс повышения квалификации «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления» в учебно-методическом центре ФАС России (25-26 февраля 2020 и 20-21 октября 2020 года).
- проведены рабочие совещания с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков, в ходе которых состоялось обсуждение вопросов, связанных с реализацией мероприятий антимонопольного комплаенса.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об антимонопольном комплаенсе Общественный совет Госалкогольинспекции Республики Татарстан (Коллегиальный орган) утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II Доклада в виде аналитической справки.
II. Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков (аналитическая справка).
В целях оценки рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-рисков) отделом административной и судебной практики, была проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.
Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным подразделением применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 3101 - 2011 Методы оценки риска;
Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства.
2.1. Анализ рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан отделом административной и судебной практики были осуществлены следующие мероприятия:
- запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан о предложениях по включению в карту комплаенс-рисков потенциально возможных рисков;
- проанализированы результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан органами прокуратуры;
- в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции проанализировать результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным, поскольку проверки их деятельности не проводились;
- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков о взыскании убытков и судебных расходов;
- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков по обжалованию распоряжений об отказе в выдаче лицензий Госалкогольинспекцией Республики Татарстан;
- проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
2.1.1. Анализ результатов оценки деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции проанализировать результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным, поскольку проверки их деятельности не проводились.
2.1.2. Анализ судебной практики.
В рамках анализа судебной практики отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в адрес руководителей структурных подразделений Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены (по системе ЭДО) следующие разъяснительные письма:
1. «О разъяснении отдельных вопросов» от 21.01.2021 г. № вн-8;
2. «О направлении разъяснений Обзора судебной практики ВС РФ» от 12.03.2021 г. № вн-48;
3. «О направлении приказа для использования в работе «Об утверждении перечня сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан, которым предоставлен доступ в Региональную систему межведомственного электронного взаимодействия» от 18.03.2021 г. № вн-49;
4. «О сроках фиксации заявки в ЕГАИС» от 07.06.2021 г. № вн-92;
5. «О фиксации в ЕГАИС перемещения пива» от 27.07.2021 № вн-105;
6. «О направлении информации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 10.08.2021 г. «О требованиях к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе фармацевтической субстанции» от 20.08.2021 г. № вн - 130.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции все учебные мероприятия территориальным органам Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан проведены в режиме видеоконференц - связи.
2.1.3. Анализ жалоб на исполнение административных регламентов.
В 2021 жалобы на исполнение гражданскими служащими Госалкогольинспекции Республики Татарстан административных регламентов отсутствуют. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
2.1.4. Анализ результатов проверок органами прокуратуры.
В 2021 году органами прокуратуры была проведена 1 проверка Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан и 2 проверки Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан. По результатам проверки деятельности нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.
2.1.5. Анализ результатов проверок Счетной палаты Республики Татарстан.
По результатам выездной проверки Счетной палатой нарушений законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан не выявлено. По результатам ежеквартальных камеральных проверок нарушений законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан Счетной палатой Республики Татарстан не установлено.
Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
2.1.6. Анализ предъявляемых исковых требований к Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
В 2021г. к Госалкогольинспекции Республики Татарстан было предъявлено одно исковое требование о возмещении судебных расходов на сумму 10 000 рублей.
2.1.7. Анализ результатов проверок Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
По результатам выездной проверки Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан нарушений антимонопольного законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан не выявлено.
2.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов.
Совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.
Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.
Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан актам более высокой юридической силы.
Проводимые отделом административной и судебной практики правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.
При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.
При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке», постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2009 № 883 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», от 15.08.2017 № 580 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового акта в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности при осуществлении ведомственного нормотворчества Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер.
III. Информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
Внеплановые проверки в рамках лицензионного контроля в 2021г. Госалкогольинспекцией Республики Татарстан не проводились.
В 2021г. Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было проведено 2950 мероприятий по контролю в отношении 2804 субъектов. По результатам указанных мероприятий выявлено 3249 нарушений, наложено административных штрафов на сумму свыше 47 000 000 рублей, изъято свыше 32000 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По проведенным мероприятиям нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.
IV. Выводы по результатам проведенного анализа.
Результаты проведенного многовекторного анализа, с учетом предложений структурных подразделений аппарата и территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, использованы при формировании отделом административной и судебной практики карты комплаенс-рисков Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
При формировании перечня комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан учтены факторы как сфера (направление) деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.
При определении уровня риска учтены факторы, которые способствуют/препятствуют совершению нарушения антимонопольного законодательства.
В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий наступления комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики разработан План мероприятий («дорожную карту») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2022г. и Карта рисков нарушений антимонопольного законодательства Госалкогольинспекции Республики Татарстан, содержащие в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявляемых рисков.