ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ ГОСАЛКОГОЛЬИНСПЕКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2022 ГОД

«Утверждаю»

Председатель

 общественного совета

при Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

___________________Ю.И. Митюшкин

 

 

             «_6__» марта 2023г.

«Согласовано»

Руководитель

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

 

__________________Ж.Ю. Ахметханов

 

 

               «_6__» марта 2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ ГОСАЛКОГОЛЬИНСПЕКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2022 ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие положения.

 

Федеральным законом от 01.03.2020 №33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусмотрена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. № 2424-р утвержден Национальный план «дорожная карта» развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018                  № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.

Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019               № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республике Татарстан (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе).

Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, определен Общественный совет Госалкогольинспекции Республике Татарстан.

 Функции Уполномоченного подразделения, осуществляющего внедрение и контроль за исполнением в Госалкогольинспекции Республике Татарстан антимонопольного комплаенса, отнесены к отделу административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан.

В реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республике Татарстан антимонопольного    законодательства    (комплаенс-рисков)    в    каждом территориальном органе Госалкогольинспекции Республике Татарстан возложены на начальника  территориального органа.  

Отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно:

- Приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019г.                    № 10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан;

- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 30.12.2019г. №10-07/217 «Об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования  антимонопольного комплаенса в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены ключевые показатели эффективности функционирования в Госалкогольинспекции Республики Татарстан антимонопольного комплаенса.

- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 12.03.2020г. №10-07/20 «Об утверждении карты рисков нарушения антимонопольного законодательства и плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан» утверждены Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства и План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2020г.;

- приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 17.02.2023г. №10-07/20 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2023 год» утвержден План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан на 2023 г.;

  • запрошены и проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республике Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республике Татарстан;
  • запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республике Татарстан о возможных комплаенс-рисках, о возможных причинах и условиях их возникновения, предложения по их минимизации и устранению;

- сотрудники отдела административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республике Татарстан периодически проходят курс повышения квалификации «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления» в учебно-методическом центре ФАС России.

-    проведены рабочие совещания с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков, в ходе которых состоялось обсуждение вопросов, связанных с реализацией мероприятий антимонопольного комплаенса.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения об антимонопольном комплаенсе Общественный совет Госалкогольинспекции Республики Татарстан (Коллегиальный орган) утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков представлена в разделе II Доклада в виде аналитической справки.

 

II. Информация о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков (аналитическая справка).

 

В целях оценки рисков нарушения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства  (далее  -  комплаенс-рисков)  отделом административной и судебной практики, была проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.

Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным подразделением применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах:

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 3101 - 2011 Методы оценки риска;

  • ГОСТ Р 51901.23 - 2012 Реестр риска. Руководство по оценке опасных событий для включения в реестр риска;
  • Международный стандарт ISO 31000 Риск менеджмент - Принципы и руководства;
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  • СМК (система менеджмента качества) лаборатории ГБУ «Татэкспертцентр».

Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение Госалкогольинспекцией Республики Татарстан антимонопольного законодательства.

 

2.1. Анализ рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан отделом административной и судебной практики были осуществлены следующие мероприятия:

- запрошены и проанализированы сведения от территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан о предложениях по включению в карту комплаенс-рисков потенциально возможных рисков;

-   проанализированы результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан органами прокуратуры;

-   в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции проанализировать результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным, поскольку проверки их деятельности не проводились;

-   проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков о взыскании убытков и судебных расходов;

- проанализирована практика предъявления к Госалкогольинспекции Республики Татарстан исков по обжалованию распоряжений об отказе в выдаче лицензий Госалкогольинспекцией Республики Татарстан;

- проанализированы предложения от структурных подразделений аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

2.1.1. Анализ результатов оценки деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан

 

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции проанализировать результаты проверок деятельности территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан не представилось возможным, поскольку проверки их деятельности не проводились.

 

 

 

 

2.1.2. Анализ судебной практики.

 

         В рамках анализа судебной практики отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в адрес руководителей структурных подразделений Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены (по системе ЭДО) следующие разъяснительные письма:

1. «Об изменениях законодательства» от 08.09.2022 г. № вн-120;

2. « О прекращении исполнения судебных актов» от 05.09.2022г. № вн-118;

3. «О направлении постановлений ВС РФ» от 20.01.2022 г. № вн-8;

4. «О внесении изменений в 171-ФЗ» от 22.07.2022 г. № вн-103;

5. «Об изменениях в КоАП РФ» от 20.04.2022 № вн-71;

6. «О  внесении изменений в законодательство» от 12.04.2022 г. № вн – 68;

7. «Об особенностях вынесения постановлений» от 11.04.2022 №вн-66;

8. «Об изменении в законодательство» от 30.03.2022 №вн-57;

9. «О направлении обзора» от 11.03.2022 №вн-42;

10. «О надлежащем извещении» от 01.02.2022 №вн-15;

11. «О направлении информации» от 19.09.2022 №вн-121;

12. «О внесении изменений в КоАП РФ» от 22.07.2022 №вн-102;

13. «О направлении информации» от 20.05.2022 №вн-81;

14. «О направлении информации» от 01.02.2022 №вн-16;

15. «О направлении приказа» от 27.01.2022 №вн-12;

16. «О направлении приказа» от 21.03.2022 №вн-54;

17. «Об изменениях в АПК РФ» от 05.07.2022 №вн-98;

18. «О банковских реквизитах» от 25.08.2022 №вн-111.

Все учебные мероприятия территориальным органам Госалкогольинспекции Республики Татарстан аппаратом Госалкогольинспекции Республики Татарстан проведены в режиме видеоконференц - связи.

 

2.1.3. Анализ жалоб на исполнение административных регламентов.

 

В 2022 жалобы на исполнение гражданскими служащими Госалкогольинспекции Республики Татарстан административных регламентов отсутствуют. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

 

2.1.4. Анализ результатов проверок органами прокуратуры.

 

В 2022 году органами прокуратуры была проведена 1 проверка Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан и 2 проверки Альметьевского территориального органа, 1 проверка Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан и 1 проверка Чистопольского территориального органа. По результатам проверки деятельности нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.

 

2.1.5.          Анализ результатов проверок Счетной палаты Республики Татарстан.

 

По результатам ежеквартальных камеральных проверок нарушений законодательства в действиях Госалкогольинспекции Республики Татарстан Счетной палатой Республики Татарстан не установлено.

Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

 

2.1.6. Анализ предъявляемых исковых требований к Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

         В 2022г. к Госалкогольинспекции Республики Татарстан было предъявлено одно исковое требование о возмещении судебных расходов на сумму 3370 рублей. В требовании хозяйствующему субъекту было отказано.

 

2.1.7. Анализ результатов проверок Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.

 

         В 2022 году проверки деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан не проводились.

               
      2.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных

 правовых актов.

 

Совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.

Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.

Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан актам более высокой юридической силы.

Проводимые отделом административной и судебной практики правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.

При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указом Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке», постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2009 № 883 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», от 15.08.2017 № 580 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 29 июня 2017 года № УП-575 «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и учета общественного мнения при их подготовке» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового   акта   в   целях   выявления   в   них   коррупциогенных   факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Госалкогольинспекцией Республики Татарстан за 2021 год было разработано 13 проектов нормативных правовых актов по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, утвержденного приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 3 августа 2018 г. № 12-07/149 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Госалкогольинспекции Республики Татарстан».

В целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности при осуществлении ведомственного нормотворчества Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер.

 

 

III. Информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

 

В 2022 году Госалкогольинспекцией Республики Татарстан проведено 3 внеплановые проверки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, срок которых истек в 2022г., был продлен до 2023г.

В 2022г. Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было проведено 821 мероприятие по контролю. По результатам указанных мероприятий выявлено 907 нарушений, наложено административных штрафов на сумму свыше 34 000 000 рублей, изъято свыше 12000 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По проведенным мероприятиям нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

IV. Выводы по результатам проведенного анализа.

 

Результаты проведенного многовекторного анализа, с учетом предложений структурных подразделений аппарата и территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан, использованы при формировании  отделом административной и судебной практики карты комплаенс-рисков Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

При формировании перечня комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики Госалкогольинспекции Республики Татарстан учтены факторы как сфера (направление) деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.

При определении уровня риска учтены факторы, которые способствуют/препятствуют совершению нарушения антимонопольного законодательства.

В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий наступления комплаенс-рисков отделом административной и судебной практики разработан План мероприятий («дорожную карту») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан за 2023г. и Карта рисков нарушений антимонопольного законодательства Госалкогольинспекции Республики Татарстан, содержащие в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявляемых рисков.

pdf
Скачать текст
PDF, 14.25 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International