План мероприятий («дорожная карта»)
по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
в Госалкогольинспекции Республики Татарстан
на 2024 год
Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Антимонопольный комплаенс представляет собой элемент системы управления рисками (риск-менеджмент), разработанный в целях предотвращения наступления рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Цели антимонопольного комплаенса:
Обеспечение соответствия деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан требованиям антимонопольного законодательства;
Профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
Задачи антимонопольного комплаенса:
Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
Управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
Контроль за соответствием деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан требованиям антимонопольного законодательства;
Оценка эффективности функционирования в Госалкогольинспекции Республики Татарстан антимонопольного комплаенса.
Принципы антимонопольного комплаенса:
Заинтересованность руководства Госалкогольинспекции Республики Татарстан в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
Обеспечение информационной открытости функционирования в Госалкогольинспекции Республики Татарстан антимонопольного комплаенса;
Непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
Совершенствование антимонопольного комплаенса.
Нормативно-правовая база:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018г. №2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
Приказ Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 28.02.2019г. №10-07/42 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Госалкогольинспекции Республики Татарстан».
Применимые национальные и международные стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК3101–2011 Методы оценки риска;
ГОСТ Р 51901.23–2012Реестр риска. Руководство по оценке опасных событий для включения в реестр риска;
Международный стандарт ISO 31000 Риск менеджмент–принципы и руководства.
№ п/п |
Проблема (нарушение, риск нарушения) |
Мероприятие |
Показатель (планируемый результат) |
Срок |
Ответственный |
1 |
Выезд для проведения оценки соответствия заявителя на соответствие обязательным требованиям в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции при непосредственном выезде к заявителю (при подаче заявления на выдачу, продление, переоформлении лицензии) на автомобиле заявителя.
|
Выезд для проведения оценки соответствия заявителя на соответствие обязательным требованиям в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции при непосредственном выезде к заявителю (при подаче заявления на выдачу, продление, переоформлении лицензии) только на служебном автотранспорте. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
2 |
При выявлении нескольких нарушений, в акте проверки или в протоколе осмотра (протоколе об административном правонарушении) указывается лишь одно (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта).
|
Перед направлением материала по итогам контрольных мероприятий по подведомственности (в суд, руководителю либо заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела, начальник территориального органа анализирует весь материал, сверяет его с видеозаписью. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
3 |
При выявлении одного нарушения непосредственно в торговом объекте, не проводится работа по выявлению возможных нарушений без взаимодействия с хозяйствующим субъектом (например, выявлен факт продажи пива без документов или в нестационарном торговом объекте и не проверена фиксация получения пива от оптовых поставщиков в ЕГАИС) по сговору с представителем хозяйствующего субъекта. |
Перед направлением материала по итогам контрольных мероприятий по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела, начальник территориального органа изучает материал с использованием личного кабинета в ЕГАИС. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
4 |
Изымается не весь объем нелегального алкоголя, выявленного в ходе мероприятий по контролю, а лишь его часть (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта). |
Ведение непрерывной видеозаписи осмотра помещений торгового объекта, чтобы можно было сравнить объем продукции, указанной в протоколе изъятия с объемом продукции, находящейся на витрине и др. (по материалам видеозаписи).
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
5 |
Материал по итогам контрольных мероприятий оформляется не в отношении юридического лица, фактически допустившего нарушение, а в отношении индивидуального предпринимателя или физического лица (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта), в связи с тем, что штраф в отношении последних значительно ниже.
|
Перед направлением материала по итогам контрольных мероприятий проверки по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела, начальник территориального органа анализирует весь материал, направляет необходимые запросы, сверяет с лицензионным делом. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
6 |
При отработке заявок, поступающих в «Народный контроль» о ночной продаже алкогольной продукции, предоставляется информация о том, что ночная продажа не осуществлялась (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта). |
Перепроверка торговых объектов, но не на следующий день (следующую ночь), а не позднее 2-3 часов после сотрудников, осуществляющих ночной мониторинг. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. |
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов |
7 |
Контрольно-инспекционные мероприятия, мониторинги – результат любого контрольного мероприятия до фиксации его в первичных процессуальных документах и внесения информации в соответствующие журналы и базы Проверок можно переквалифицировать либо изъять вовсе.
|
1. Усиление контроля начальником отдела, начальником территориального органа за своевременностью внесения информации о проведенных контрольных мероприятиях в информационные базы в установленном порядке. 2. Контроль за эффективностью проводимых мероприятий. 3. Для объективной оценки эффективности деятельности равномерное распределение работы среди специалистов. 4. Контроль за своевременным оформлением материалов по итогам контрольных мероприятий, правильностью и полнотой квалификации выявленных нарушений и своевременным направлением на рассмотрение в уполномоченные органы. 5. Усиление взаимодействия с другими контролирующими органами. 6. Мотивация сотрудников на результаты их деятельности. 7. Содействие курирующих отделов (для территориальных органов). 8. Регулярно (не реже 1 раза в квартал) проводить с сотрудниками совещания, в ходе которых рассматривать ошибки и недочеты как при проведении мероприятий, так и при оформлении их результатов на конкретных примерах (без конкретизации объекта проверки и специалиста, осуществляющего производство по данному делу). |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов |
8 |
Передача по предварительному сговору третьим лицам за незаконное вознаграждение аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
1. Результаты по итогам контрольных мероприятий вносятся в течение 5 суток в соответствующие Базы данных.
2. Документы по итогам контрольных мероприятий в установленном порядке вносятся Типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности с последующей интеграцией в Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
9 |
Предупреждение подконтрольного субъекта предстоящем мероприятии по контролю, если мероприятие проводится не в рамках Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». |
Сообщать сотруднику информацию о подконтрольном субъекте (адрес, ФИО индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица) непосредственно перед выездом на контрольное мероприятие. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
10 |
Охват контрольными мероприятиями не всех подконтрольных субъектов (по информации поступающей из МРУ РАР по ПФО: о фиксации в ЕГАИС, о декларациях и др.) |
Обеспечение контроля со стороны начальника отдела, начальника территориального органа: распределение работы между сотрудниками отдела в равных объемах; контроль сроков; в случае большого объема работы – рассмотрение вопроса о передачи части работы в другие территориальные органы. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
11 |
Вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении. |
Систематические проверки территориальных органов |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
12 |
Рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) граждан на возможные нарушения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
С целью исключения формального и необъективного рассмотрения обращений, должностному лицо, непосредственно подготовившему ответ на обращение, в обязательном порядке включать в согласование всех должностных лиц, которым было отписано обращение. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хабибуллина Т.М.
Начальник отдела Романов П.Н.
Начальники территориальных органов
|
13 |
Прием документов с недостоверной, искаженной, а также неполной информацией по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии |
Выборочная проверка принятых документов начальником отдела лицензирования, начальниками территориальных органов, обеспечение прозрачности процедуры приема документов
Переход на дистанционный прием документов через единый портал государственных и муниципальных услуг и МФЦ
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хузин И.М.
Начальники территориальных органов
|
14 |
Искажение результатов экспертизы документов, по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии |
1. Выборочная проверка принятых документов начальником отдела лицензирования, начальниками территориальных органов, обеспечение прозрачности процедуры экспертизы документов.
2. Выборочная проверка принятых документов руководителя и заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Хузин И.М.
Начальники территориальных органов
|
15 |
Необъективный расчет начальной (максимальной) цены контракта по сговору с заинтересованными лицами |
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Ларионова Н.Ю.
|
16 |
Заключение государственного контракта без обеспечения исполнения контракта (в случае если документацией установлен размер обеспечения) |
1. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. 2 . В случае внесения победителем закупки обеспечения контракта в форме банковской гарантии, обязательная проверка на наличие данной банковской гарантии в Реестре банковских гарантий. 3. В случае внесения победителем закупки обеспечения контракта в денежной форме, проверка в отделе финансового контроля на фактическое поступление денежных средств на расчетный счет (копия платежного поручения). 4. Внесение сведений в реестр контрактов в Единой информационной системе. |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Ларионова Н.Ю.
|
17 |
Подготовка ответов на обращения физических и юридических лиц с нарушением срока, предусмотренного законодательством |
Усиление контроля за предусмотренными законодательством сроками ответов на обращения физических и юридических лиц |
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников. Направление сотрудников на курсы повышения квалификации. |
Постоянно |
Начальник отдела Ларионова Н.Ю.
|
18 |
Принятие актов и осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). |
1. Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности.
2. Установление для потребителей алкогольной продукции ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такой выбор.
3. Дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении алкогольной продукции у определенного производителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
Назначение лица, ответственного за проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов
|
Постоянно |
Начальник отдела Эйдинов Б.Г.
|
19 |
Нарушение антимонопольного законодательства при подготовке материалов дел об административных правонарушениях для рассмотрения руководителем либо заместителем руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
Предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
|
Сведение к минимуму рисков нарушений.
Повышение уровня контроля со стороны руководителя.
Обучение вновь принятых сотрудников.
Направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
|
Постоянно |
Начальник отдела Эйдинов Б.Г.
Начальники территориальных органов
|