Обобщение и анализ правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции
Республики Татарстан в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
за 1 полугодие 2019 года
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее – Инспекция) за 1 полугодие 2019 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и на основании Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий
по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В рамках контрольно-надзорной деятельности Инспекция осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лицензионный контроль в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с установленными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей» полномочиями, Инспекцией в 1 полугодии 2019 года было проведено 1328 внеплановых проверок, из них - 1308 по заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов о выдаче, переоформлении и продлении срока действии лицензий.
При осуществлении Инспекцией регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за исполнением обязательных требований в указанной сфере применяется механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нормативно установленный Законом № 294-ФЗ.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
составление ежегодного плана проведения Инспекцией плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Инспекции о проведении проверки;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав хозяйствующих субъектов при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Ежегодный план проведения Инспекцией плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.
Согласно статье 26.2 Закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
Согласно пункту 8 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) плановая проверка в отношении лицензиата, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, не проводится.
Основания для проведения внеплановых проверок
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Закона № 294-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 10 внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного закона.
Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены пунктом 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Так, в 1 полугодии 2019 года Инспекцией проведено 6 внеплановых проверок по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ – в связи с истечением срока исполнения подконтрольным субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Согласование органами прокуратуры проведения этих внеплановых проверок в соответствии с законодательными нормами не требовалось.
По требованию органов прокуратуры в 1 полугодии 2019 года Инспекцией проведено 2 внеплановые проверки. Данное основание предусмотрено подпунктом 3 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
На основании мотивированного представления уполномоченного должностного лица Инспекции в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ в 1 полугодии 2019 года Инспекцией проведено 12 внеплановых проверок, из них 11 – согласованы с органами прокуратуры. Одна проверка была документарной и ее согласование с органами прокуратуры не требуется.
Пунктом 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля в установленной сфере деятельности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.
Так, порядок организации и осуществления лицензионного контроля установлены статьей 23.2 Закон № 171-ФЗ.
В 1 полугодии 2019 года в ходе лицензионного контроля по основаниям, указанным в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, в соответствии со статьей 23.2 Закона № 171-ФЗ Инспекцией было проведено 1308 документарных и выездных проверок в связи с поступлением заявлений от юридических лиц о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии.
Согласование проведения таких проверок с органами прокуратуры также не требовалось.
Разработка и издание распорядительных актов Инспекции
о проведении проверки и их содержание
На основании пункта 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ распоряжения Инспекции о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (далее - Типовая форма). В распоряжениях Инспекции о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
Определение формы проведения проверок регламентировано Законом № 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного закона.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены пунктом 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Пунктом 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
Средний срок проведения Инспекцией документарной проверки в 1 полугодии 2019 года составляет 10 дней, выездной проверки - 5 дней.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов
при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица Инспекции, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольного субъекта, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Инспекцией проверок соблюдались права юридического лица, индивидуального предпринимателя или их представителей, установленные статьей 21 Закона № 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ;
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Инспекцией в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Инспекции;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Татарстан к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Инспекции, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141.
Содержание акта проверки, его оформление, вручение осуществляются в соответствие с требованиями статьи 16 Закона № 294-ФЗ.
В случае выявления нарушения Инспекцией осуществляются административные процедуры (выдача предписания, проведение внеплановой проверки по исполнению предписания, оформление материалов об административных правонарушениях).
Согласно статье 18 Закона № 294-ФЗ в ходе контрольно-надзорных мероприятий Инспекцией при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, оценивается соответствие указанных мер тяжести выявленных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей.
Меры, принимаемые по результатам проверок
в отношении подконтрольных субъектов
По результатам проведенных Инспекцией в 1 полугодии 2019 года внеплановых проверок были выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для выдачи подконтрольным субъектам, их совершившим, предписаний об устранении выявленных нарушений.
За отчетный период было выдано 8 предписаний, проведено 6 внеплановых проверок по их исполнению.
По итогам внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля в 1 полугодии 2019 года принято 40 решений об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Инспекцией регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 26.12.2018 № 12-07/253 и размещен на официальном сайте Инспекции (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/perechen-pravovih-aktov-i-ih-otdelnih-chastey.htm).
Инспекцией на постоянной основе проводится работа по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Инспекцией мероприятий по контролю (надзору), и актуализация указанных перечней.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 1 полугодии 2019 года к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие:
- реализация алкогольной продукции в часы ограничения времени продажи (с 22.00 до 10.00 час);
- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и декларации о соответствии);
- реализация пива и пивных напитков без фиксации в ЕГАИС товарно-транспортных накладных, по которым продукция получена от оптовых поставщиков;
- непредставление или несвоевременное представление ежеквартальных деклараций о розничном обороте алкогольной продукции; предоставление искаженных (недостоверных) данных в указных декларациях;
- реализация алкогольной продукции немаркированной акцизными или федеральными специальными марками установленного образца;
- реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии;
- реализация алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;
- реализация алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в закрытой таре на вынос.
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение
нарушений обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Инспекцией при проведении мероприятий по контролю, в первом полугодии 2019 года Инспекцией осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года, утвержденной приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 7 июня 2019 г. № 10-07/109 (далее – Программа).
Целями Программы являются:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Задачами Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению (возможному нарушению) обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;
создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы.
Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости – доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности – обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи
в процесс взаимодействия с Инспекцией по вопросу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата – включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности – обязательность проведения профилактических мероприятий Инспекцией;
принцип актуальности – систематический анализ и своевременное внесение изменений в Программу;
принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
В 1 полугодии 2019 года Инспекцией в рамках Программы осуществлялось:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (ссылки на внутренние структурные единицы нормативного правового акта, которыми устанавливаются обязательные требования);
проведение личного приема руководством Инспекции представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам обязательных требований;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Инспекции;
размещение на официальном сайте Инспекции статистических данных
о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований;
размещение на официальном сайте Инспекции результатов проверок, проведенных в отношении подконтрольных субъектов.
Кроме того, Инспекцией в 1 и 2 квартале 2019 года проведены публичные слушания для хозяйствующих субъектов по результатам правоприменительной практики и обязательным требованиям.
В рамках реализации принципов (механизмов) открытости и доступности информации о деятельности Инспекции и в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Инспекции в 2019 году размещены:
Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период до 2021 года;
Перечень типовых нарушений и разъяснений к ним;
Перечень нормативных правовых актов по контрольной деятельности Инспекции и обязательным требованиям в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Информация о проведенных в первом полугодии 2019 года проверках.
На постоянной основе на официальном сайте Инспекции обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Инспекции, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, в части информирования подконтрольных субъектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.