ПРОТОКОЛ № 2 заседания Общественного совета при Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Общественного совета

при Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

__________________ Ю.И. Митюшкин

   

     «_11_» ___июля______ 2022 год

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Руководитель

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 

 

     __________________ Ж.Ю. Ахметханов

 

          «_11__» __июля_____ 2022 год

 

ПРОТОКОЛ № 2

заседания Общественного совета

при Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению

государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового

спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей

 

г. Казань

 

 

Приняли участие:

Председатель

Общественного совета

 

 

Заместитель председателя Общественного совета

Митюшкин Юрий Иванович – управляющий делами Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка»;

Токмин Данила Геннадьевич – директор Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка»;

 

 

Драгунов Евгений Викторович - член Общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан, председатель совета местного отделения Межрегиональной общественной организации «Союз десантников» г. Казани;

 

Расческова Лариса Владимировна - член Общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по правовым вопросам и общественному контролю, учредитель, директор РОО РТ «Центр социального согласия «Поволжский мир»;

 

Сарварова Наиля Наиловна - член Общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан, начальник испытательной лаборатории ГБУ «Татэкспертцентр»;

 

Хомяков Геннадий Александрович - член Общественного совета при Госалкогольинспекции Республики Татарстан, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный юрист Республики Татарстан, заслуженный юрист Чувашской Республики, судья Высшего квалификационного класса в почетной отставке, член-корреспондент Международной педагогической академии;

 

Секретарь Общественного совета:

Мочалова Елена Борисовна – главный специалист отдела консультативно-методических и информационных услуг ГБУ «Татэкспертцентр».

Повестка дня:

  1. Порядок обсуждения вопросов:
    1. Результаты внедрения на территории Республики Татарстан эксперимента по маркировке пивоваренной продукции (Груздева С.А. – начальник отдела контроля качества товаров народного потребления).
    2. Обсуждение информации и проекта решения.
    3. О системе работы Госалкогольинспекции Республики Татарстан по защите прав потребителей и мерах по ее совершенствованию (Арсланова Р.М. – начальник отдела развития и координации внутреннего рынка).
    4. Обсуждение информации и проекта решения.

 

По первому вопросу:

 

2.           Информация о ходе внедрения на территории Республики Татарстан эксперимента по маркировке пивоваренной продукции, поставляемой в транспортной таре «кега», средствами идентификации прослеживаемости оборота пивоваренной продукции

(Груздева С.А. - начальник отдела контроля качества товаров народного потребления).

 

Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поставляемых в транспортной таре «кега» (далее - Эксперимент) проводится на территории Республики Татарстан в соответствии с заключенными Госалкогольинспекцией Республики Татарстан и Росалкогольрегулированием Соглашением от 20.01.2020 № 1 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2020 №122 1 апреля 2020 года. 

Цели Эксперимента, по нашему мнению, в основном, достигнуты.

Основной целью Эксперимента являлась апробация полноты, эффективности, результативности и достаточности механизмов маркировки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поставляемых в транспортной таре «кега», средствами идентификации прослеживаемости такой продукции и осуществление мониторинга ее оборота.

Основной идеей Эксперимента была маркировка пивных кег специальными марками, по аналогии с поштучным учетом крепкого алкоголя. Результаты проведенной работы доказывают, что такой вид маркировки осуществим, базируется уже на имеющихся и отработанных принципах, объединяющих в единую систему все виды алкогольной продукции, не выделяя пиво в отдельный элемент системы.

Не смотря на мощное сопротивление (как в начале Эксперимента, так и в настоящее  время) крупных игроков пивного рынка, таких как АО «АБ ИнБев Эфес», филиал ООО «Балтика» и др., значительное количество предприятий-производителей присоединились к реализации Эксперимента и успешно осуществляют его процедуры.

По состоянию на 24 июня 2022 года 73 предприятия-производителя (62 юридическое  лицо), из 125 выразивших желание участвовать в Эксперименте, заключили договоры с АО «Гознак» на изготовление специальных марок для маркировки пива, производимого в транспортной таре «кега».

Специальные марки в количестве 2907,5 тыс. штук получены 71 предприятием - производителем (60 юридическими лицами).

Розлив и отгрузку маркированной продукции произвели 59 предприятий-производителей.

Особо хочется отметить широкую географию участников Эксперимента – на сегодняшний день маркированная пивная продукция разливается в 21 субъекте Российской Федерации:

Московская область – филиал АО «АБ ИнБев Эфес», ЗАО «Московский ПК», ООО «Даниловская ПВ МСК», ООО «Глетчер»;

г. Санкт-Петербург – филиал ООО «Балтика», филиал ООО «ОП «Хейнекен», ООО «Медоварус»;

Владимирская область – ООО «Владимирская ПВ», ООО «Суздальский пивовар»;

Волгоградская область – филиал АО «АБ ИнБев Эфес»;

Воронежская область - филиал ООО «Балтика», ООО «ПЗ «Канцлер», ООО «Брелок»;

Ивановская область - филиал АО «АБ ИнБев Эфес»;

Калужская область – филиал АО «АБ ИнБев Эфес»;

Новгородская область – филиал ООО «ОП «Хейнекен», ЗАО «ПЗ «Лысковский», ООО «Дзержинский ПЗ»;

Оренбургская область - ООО «Гофман», ООО «Тритон»;

Пензенская область - АО «Визит», ООО «Пиватом»;

Самарская область – филиал ООО «Балтика», ООО «Слон», ООО «Волга Б.Т», ООО «Завод Трехсосенский», ООО «ПЗ Бауернхоф», ООО «Мэлс», АО «Жигулевское пиво», ООО «Респект», ООО «Кинельский пивовар», ООО «Золотой хмель», ООО «Янтарное», ООО «Пинта Самара»;

Саратовская область - ООО «ПЗ Марксовский»;

Свердловская область - ООО «Эталон-Продукт», ООО «Пивная Линия»;

Смоленская область - ООО «Варница»;

Тульская область – филиал ООО «Балтика»;

Ульяновская область - ООО «Пасека», ООО «ЧП «Злата Подкова»;

Республика Татарстан - филиал АО «Татспиртпром» «ПЗ «Белый Кремль»,  филиал АО «АБ ИнБев Эфес», ОАО «Булгарпиво», ООО «Староградские пивоварни»,  ООО «Квасоварный завод», ООО «Томас Бруэри», ООО «Мираж», ООО «ТЭК Флагман», ООО «Тимбир», ООО «Пивные реки», ООО «Дом печати на Баумана», ООО «Тида», ООО «НТВ», ООО «Бир Премиум»;

Республика Башкортостан – филиал АО «АБ ИнБев Эфес», филиал ООО «ОП «Хейнекен»;

Республика Марий Эл - ООО «ПК «Наше пиво»;

Республика Чувашия - ОАО «Букет Чувашии»;

Республика Мордовия - филиал АО «АБ ИнБев Эфес».

Отгрузка маркированных кег производства филиала АО «Татспиртпром» «Пивоваренный завод «Белый Кремль» по данным ООО «Алкоторг» осуществляется в адрес 33 оптовых и  почти в 1,9 тыс.  розничных организаций.

Следующая цель Эксперимента - противодействие незаконному производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи на территории Республики Татарстан.

Совокупность мероприятий по противодействию нелегальному обороту пива и пивных напитков, проводимые в Республике Татарстан, позитивно повлияли на увеличение объема розничной продажи пивной продукции и «обеление» пивного рынка республики.

Так, производство пива в республике в 2020 году увеличилось на 23% к уровню 2019 года и составило 54,8 млн. дал, в 2021 году осталось на уровне 2020 года.

В 2020 году реализация пивоваренной продукции увеличилась на 7% к уровню 2019 года, реализовано около 21 млн. дал. В 2021 году продажи увеличились на 6% к уровню 2020 года, составив 22,3 млн. дал.

В 1 квартале 2022 года реализовано 4,9 млн. дал, что на 10% больше, чем в 1 квартале 2021 года.

Об осуществлении участниками эксперимента фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждой единице пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поставляемых в транспортной таре «кега» и об унификации процедур учета оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Отражение всех этапов движение пивной продукции в ЕГАИС – это основная задача Эксперимента.

По идеологии Эксперимента в целях обеспечения прослеживаемости движения маркированной продукции только производитель продукции может заказывать, получать и наносить (непосредственно при производстве) специальные марки на продукцию.

В дальнейшем предполагается, что заказ специальных марок будет осуществляться предприятием-изготовителем с использованием функционала ЕГАИС. Данная мера также была связана с перспективой распространения результатов Эксперимента, полученных на территории республики, на все субъекты Российской Федерации.

Методика проведения Эксперимента обсуждалась совместно с представителями предприятий-производителей, со специалистами Росалкогольрегулирования, Федеральной антимонопольной службы, Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

В рамках внедрения на территории республики Эксперимента, Госалкогольинспекция Республики Татарстан организовывала рабочие встречи межведомственных рабочих групп (федеральной и республиканской) по вопросам разработки программного обеспечения для отражения маркированной продукции в ЕГАИС и в учетных системах оптовых и розничных организаций.

На совещаниях, проводимых в режиме ВКС, принимали участие специалисты Росалкогольрегулирования, руководитель Госалкогольинспеции РТ Ахметханов Ж.Ю., сотрудники Госалкогольиспеции РТ, представители Пивной Ассоциации, АО «Татспиртпром», АО «ЦентрИнформ», ООО «Облако», ООО «Прогресс», Компания «Интегро» и другие.

Обсуждались актуальные вопросы выработки методологии отражения маркированной продукции в ЕГАИС, которая после ее согласования Росалкогольрегулированием, доводилась до всех участников Эксперимента.

Росалкогольрегулированием для производителей предложены функционал ЕГАИС в тестовом и продуктивном контурах, обновленные модули УТМ в личном кабинете для пользователей системы ЕГАИС.

Всем участникам рынка пивной продукции Республики Татарстан (производителям, оптовым организациям, розничным организациям, индивидуальным предпринимателям) было рекомендовано внести соответствующие изменения в используемые программные продукты, которые должны обеспечивать возможность отражения в ЕГАИС пивной продукции, маркированной специальными марками.

Предприятия приобрели и установили оборудование для считывания информации с марок. На основании тестирований вносились изменения и корректировки в работу программного обеспечения, проводилась проработка регламентов по обороту и нанесения специальных марок внутри предприятия.

Для розничных предприятий, осуществляющих реализацию маркированной пивной продукции, были предусмотрены два этапа проведения эксперимента. На первом этапе моментом розничной продажи маркированной продукции считается факт вскрытия транспортной тары «кега», с оформлением акта списания и направления данных в ЕГАИС (по аналогии с фиксацией данных по алкогольной продукции в предприятиях общественного питания).

На втором этапе предусмотрен учет в ЕГАИС каждого отдельного объема пивной продукции, реализованного из транспортной тары «кега», маркированной специальной маркой.

К сожалению, второй этап Эксперимента, на сегодняшний день реализован лишь небольшим количеством розничных предпринимателей.

К причинам, не позволившим в полной мере реализовать второй этап Эксперимента, в первую очередь – это  пандемия.

Во вторую очередь, по нашему мнению, это отсутствие обязательности участия в Эксперименте, отсутствие законодательной нормативной базы, то есть добровольность республиканского Эксперимента.

Также к одной из основных причин нежелания присоединяться к осуществлению республиканского Эксперимента – это  параллельное проведение с 1 апреля 2021 года федерального Эксперимента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2021 № 204.

Одним из основных преимуществ республиканского Эксперимента перед федеральным является уже отработанный механизм фиксации маркированных пивных «кег», по аналогии с крепким алкоголем, в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), то есть обеспечение прослеживаемости производства и оборота маркированной пивоваренной продукции.

В федеральном же Эксперименте подобная прослеживаемость в настоящий момент находится только в стадии разработки.

Об определении целесообразности перехода на обязательную маркировку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поставляемых в транспортной таре «кега», средствами идентификации прослеживаемости оборота такой продукции в фискальных целях (в части акцизов) и разработке предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о введении обязательной маркировки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, поставляемых в транспортной таре «кега», средствами идентификации прослеживаемости оборота такой продукции.

По мнению Госалкогольинспекции Республики Татарстан Эксперимент по маркировке пивной кеговой продукции специальными марками необходимо продолжать и, кроме того, целесообразно внести изменения в действующее законодательство и масштабировать полученный опыт маркировки разливной пивной продукции на территории всей Российской Федерации.

По данному вопросу Госалкогольинспекцией Республики Татарстан только за 2022 год направлено около 10 писем: в Росалкогольрегулирование, Министерство промышленности и торговли Российской федерации, Президенту Республики Татарстан Минниханову Р.Н., заместителю Премьер-министра Республики Татарстан Нигматуллину Р.К., исполнительному директору Ассоциации производителей пива Мамонтову В.И. и др., в которых были озвучены результаты республиканского Эксперимента и транслировалась позиция о необходимости внесения изменения в действующее законодательство.

Практически с самого начала Эксперимента территориальными органами Госалкогольинспекцией Республики Татарстан проводятся мероприятия на предмет выполнения участниками республиканского рынка (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в транспортной таре «кега») постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2020 №122 в части оборота алкогольной продукции в кегах, маркированных средствами идентификации прослеживаемости, так называемый мониторинг.

К сожалению, полностью исключить данное направление деятельности к сегодняшнему моменту не удается. Одной из причин явилась сложность и трудоемкость разработки отчетных форм из ЕГАИС. Нами были подготовлены основательные и подробнейшие технические задания для специалистов Росалкогольрегулирования, с которыми мы постоянно взаимодействуем. Но вместе с тем, отчетные формы из ЕГАИС по розничной реализации маркированной продукции на сегодняшний день не дают достоверной картины как по объемам реализации, так и по количеству индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ее осуществляющих. 

В настоящее время разработаны отчеты о производстве маркированного пива. Отчеты же о розничной реализации все еще находятся в стадии  отработки.

По данным территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан на сегодняшний день маркированное пиво имеется более чем в 97% торговых объектов от количества анализируемых предприятий. Охват за неделю составляет 100-150 торговых объектов,  реализующих пивную продукцию.

Следует отметить информацию Набережночелнинского и Нижнекамского территориальных органов, в которой еженедельно отражается большое количество торговых объектов, охваченных мониторингом, достаточное количество случаев реализации немаркированных кег, что говорит о внимательном и серьезном подходе специалистов.

Выделяется также Арский территориальный орган, на территории которого количество немаркированного пива минимизировано.

К информации Казанского территориального органа, к сожалению, есть претензии как к количеству торговых объектов, в которых проведен мониторинг, так и к выявляемости немаркированного пива в них.

К сожалению, мы констатируем, что до сих в розничной сети встречается немаркированное пиво как участников Эксперимента, даже заключивших договор с АО «Гознак» (ООО «Тритон», ООО «Гофман», ООО «Водоцикл», АО «Жигулевское пиво», ООО «Староградецкое» и др.), так и не участников Эксперимента (ООО «Третья Пинта», ООО «Даниловская ПВ ЛТД»,  ООО «ПВ Кожевниково»,  ООО «ПБЗ Гусь-Хрустальный» и др.)

Руководителям предприятий, поставляющих на территорию республики немаркированное пиво, направлялись соответствующие письма, как на адреса электронной почты, так и официальные, с рекомендацией присоединиться к реализации Эксперимента в полном объеме: осуществлять розлив маркированной продукции, обеспечить внесение информации о производстве маркированной продукции в ЕГАИС, провести соответствующую работу с дистрибьюторами для исключения поставок пивной продукции без соответствующей маркировки на территорию Республики Татарстан.

Также начальником отдела оперативного межмуниципального контроля Госалкогольинспекции Республики Татарстан Романовым П.Н., на постоянной основе проводится  работа с руководителями фирм - поставщиков немаркированной пивной продукции (ООО «Солод  Хмель», ООО «Торенс», ООО «Букет Чувашии» и др.) о недопустимости дальнейших поставок на рынок республики пивной продукции без маркировки. Вручены соответствующие официальные письма.

Совместная работа по внедрению Эксперимента на территории республики продолжается. На днях у нас появился новый производитель из Владимирской области – ООО «Суздальский пивовар», который уже заключил договор с АО «Гознак» и получил марки, розлив маркированной продукции ожидается в ближайшее время.

Новости, информация о нормативных документах, сроках и порядке проведения Эксперимента, внешнем виде специальной марки, контактные данные специалистов Госалкогольинспекции Республики Татарстан и АО «Гознак» и другие материалы размещаются  и актуализируются на официальном портале Госалкогольинспекции Республики Татарстан в разделе «Деятельность», подраздел «Эксперимент по маркировке пива».

 

Вопросы:

  1. Проводится ли проверка качества продукции.

Ответ докладчика

 

Решение:

1.           Деятельность Госалкогольинспекции РТ по проведению эксперимента по маркировке разливного пива в кегах оценить удовлетворительно.

2.           Признать целесообразность дальнейшего проведения эксперимента и мероприятий по выполнению участниками республиканского алкогольного рынка (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в транспортной таре «кега») вышеуказанного постановления в части оборота алкогольной продукции в кегах, маркированных средствами идентификации прослеживаемости.

 

 

 

 

По второму вопросу:

 

 

2. Результаты рейтинга Республики Татарстан по уровню защищенности прав потребителей государственными органами.

 

(Арсланова Р.М. – начальник отдела развития и координации внутреннего рынка)

 

В Республике Татарстан, в регионе - пионере потребительского движения России, по инициативе Госалкогольинспекции Республики Татарстан была разработана Долгосрочная целевая программа «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013 – 2015 годы», впоследствии утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2012 № 814. Координатором которой определена Госалкогольинспекция Республики Татарстан. Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2013 № 413 сформирована Межведомственная рабочая группа по вопросам реализации Долгосрочной целевой программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013 – 2015 годы», утвержден ее состав, в который вошли представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Татарстан, муниципальных органов и общественных объединений по защите прав потребителей. 

Впоследствии Долгосрочная целевая программа «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013-2015гг» была преобразована в Подпрограмму-6 «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2014-2025 годы» Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 № 764 (далее – программа).

Цель программы: создание в Республике Татарстан условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, развитие потребительского рынка товаров, работ и услуг.

Основные задачи программы неразрывно связаны со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которой определен главный стержень – человек, а в качестве одного из приоритетов Стратегии обозначено: формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для развития человеческого капитала и создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Рост уровня потребительской грамотности, стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Татарстан являются одними из ключевых условий в деле повышения благосостояния людей и улучшении качества жизни, и, как следствие, повышении продолжительности жизни населения.

За десятилетний период действия программы с 2013 по настоящее время проведен целый комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых показателей. Деятельность по повышению потребительской грамотности участников потребительского рынка Госалкогольинспекция Республики Татарстан определена в качестве одного из приоритетных направлений работы в связи с ее высокой социальной значимостью, ведь наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика правонарушений.   

В целях повышения информированности граждан Республики Татарстан в сфере защиты прав потребителей за 10 лет издано более 80 номеров газеты общим тиражом 1560 тыс. экземпляров. Кроме того, материалы по вопросам защиты прав потребителей размещались в периодических печатных республиканских СМИ, общий тираж которых составил более 7 млн. экз. Подготовлено и издано буклетов для потребителей общим тиражом более 4200 тыс. экземпляров на различные актуальные темы в сфере потребительских взаимоотношений, все выпущенные информационные материалы были розданы потребителям республики  и  представителям хозяйствующих субъектов в ходе проведения консультационных столов, дежурств на рынках, семинаров, выездных и других публичных мероприятий. Проведен цикл передач на тему потребительских знаний на радио и телевидении, вышло всего более 140 передач. Создан Портал Республики Татарстан по защите прав потребителей (tazpp.ru), где каждый потребитель может ознакомиться с образцами претензионных и исковых заявлений, издаваемыми газетами, памятками для потребителей.

Создан портал по защите прав потребителей – tatzpp.ru, где все желающие могут повысить свою потребительскую грамотность с помощью различных игровых упражнений и задач обучающей программы по защите прав потребителей, а также в помощь потребителям на сайте размещен модуль для составления юридически обоснованных претензий по защите прав потребителей - «Составить претензию».

На сайте размещен Банк данных судебных решений по потребительским спорам, ведется Реестр нарушителей (единая база данных об изготовителях (продавцах, исполнителях), в отношении которых имеются неоднократные обоснованные претензии потребителей).

В целях популяризации потребительских знаний среди подрастающего поколения прошли факультативные занятия для учащихся средних и высших учебных заведений республики, на которых обучилось более  380 тысяч школьников  со всей республики.

Десятый год подряд  в рамках выполнения программы в республике проводится  Олимпиада по теме «Защита прав потребителей», в которой принимают участие учащиеся 8-11 классов Республики Татарстан. С каждым годом желающих участвовать в олимпиаде становится больше. К примеру, в 2013 году в олимпиаде принимало участие порядка 500 участников, в 2014 году – около 800, в 2015 году –1800, в 2016 - более 2400, в 2017 году - более 4000, в 2018 году- 6285, в 2019 году – 9441, в 2020 году - 13969 участников, в прошлом году – почти 15000. Это говорит о том, что интерес к данному направлению растет, подрастающее поколение становится более активным.

В республике проводится серьезная работа по борьбе с противодействием обороту фальсифицированных продовольственных товаров и данное направление является одним из наиболее важных и приоритетных в деятельности  Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

В целях оценки качества реализуемых на потребительском рынке республики продовольственных товаров, а также для повышения потребительской грамотности, формирования навыков правильного выбора в пользу качественной продукции Госалкогольинспекцией Госалкогольинспекцией Республики Татарстан в 2014-2025 годы были организованы и проведены потребительские дегустации и независимые потребительские экспертизы по 32 группам однородных видов товаров, закупленных в торговой сети Татарстана, в том числе по 2 группам непродовольственных товаров.

Перечень товаров для проведения исследований формировался с учетом предложений жителей республики, средств массовой информации, соисполнителей целевой программы и включал в первую очередь продовольственные товары первой необходимости: молоко цельное, творог, кефир, масло сливочное, колбасы, сосиски, мороженое, мясные и рыбные консервы и пресервы. Всего из проверенных за этот период в ходе потребительских дегустаций и независимых экспертиз 2280 наименований товаров, закупленных в торговой сети республики, признано нестандартными 547 наименований товаров или 24%. В результате каждой потребительской дегустации и экспертизы выявлен ряд тех или иных нарушений  потребительского законодательства.

Следует отметить, что наибольшая доля некачественных, а также фальсифицированных проб продукции выявлена в группе молочных товаров. Образцы были признаны нестандартными по обнаружению в их составе растительного жира, отклонениям по безопасности – по микробиологическим показателям, физико-химическим параметрам. Так, по результатам лабораторных исследований 905 наименований продукции (за период с 2019 по 2022 годы) 312 образцов молочной продукции, отобранных из торговой сети республики (34,5%) признаны несоответствующими установленным требованиям по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям, в том числе 188 образцов  или 20% проверенного количества по признакам фальсификации по составу.

Материалы по всем выявленным нарушениям направлены в Управление Роспотребнадзора по РТ по подведомственности для принятия административных мер. Информация о результатах сравнительных потребительских испытаний направлена предприятиям-изготовителям, торговым сетям для устранения выявленных нарушений.

Госалкогольинспекцией Республики Татарстан за последние 5 лет рассмотрено более 80 тыс. обращений граждан, из них 84% - в сфере торговли; 9% – бытовых услуг; 4% – жилищно-коммунальных услуг; 3% – прочие услуги (услуги связи, общественного питания, транспортные, образовательные, медицинские, страхование и др.). В результате рассмотрения 90,5% обращений решены в пользу потребителей в досудебном порядке.

Активно проводится профилактическая работа, направленная на повышение потребительской грамотности населения, позволяющая привить гражданам навыки самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих на потребительском рынке или недопущения их. Кроме того, на снижение нарушений прав потребителей влияет также и активная работа с хозяйствующими субъектов. В целях снижения правонарушений на потребительском рынке и разрешения потребительских споров в добровольном порядке, повышения профессионализма работников, обеспечения соблюдения установленных требований  действующего законодательства за последние 5 лет проведено более 7600 мероприятий для  хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных сферах потребительского рынка товаров, работ и услуг. Проводимые мероприятия позволяют малому и среднему бизнесу оперативно и безболезненно решать возникающие проблемы, уменьшать количество нарушений, соответственно и мер административного воздействия, а самое главное - предоставлять потребителям качественные  услуги.

Специалистами Госалкогольинспекции РТ накоплен положительный опыт работы с хозяйствующими субъектами по разрешению в добровольном порядке обращений и жалоб граждан. При письменном предъявлении претензии к продавцу (исполнителю) решаются многие конфликтные ситуации, возникающие между субъектами потребительского рынка, и обеспечивается досудебное урегулирование спорных правоотношений. За последние 5 лет для урегулирования конфликтов в досудебном порядке оказано содействие потребителям в составлении более 5 тыс. претензий и 1200 проектов исковых заявлений. По итогам судебных процессов по делам о защите прав потребителей удовлетворены иски потребителей на сумму более 20175 тыс. рублей.

Результаты, достигнутые в ходе реализации программных мероприятий за прошедший период, свидетельствуют об эффективности проводимой работы в деле наведения порядка на потребительском рынке республики. На сегодняшний день в Республике Татарстан функционирует более 15,5 тыс. предприятий торговли, в том числе розничную реализацию продовольственных товаров осуществляет более 9 тыс. предприятий. Заметно поднялся уровень обслуживания населения, выросли объемы торговых услуг, рынок насытился товарами народного потребления, укрепилась материально-техническая база предприятий. Цивилизованная розничная торговля укрепляет свои позиции и становится доминирующим видом торговли.

По итогам последних пяти лет по объему оборота розничной торговли Республика Татарстан входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации и занимает первое-третьи места среди регионов Приволжского федерального округа. По итогам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню защищенности прав потребителей органами государственной власти, подготовленному объединением потребителей России, Республика Татарстан за последние годы занимает первые-третьи места, в то время как в 2010 году мы были лишь на 37 месте по Российской Федерации.

По итогам 2021 года выполнение мероприятий подпрограммы-6 по отношению к показателям 2013 года привело к достижению следующих значений плановых индикаторов:

увеличение количества мероприятий по защите прав потребителей, проведенных органами местного самоуправления – 112,2%;

количество муниципальных образований Республики Татарстан, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей;

количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей на территории Республики Татарстан, ед. на 10 тыс. человек населения Республики Татарстан – 0,27 (план 0,27);

увеличение доли удовлетворенных судами исков в защиту конкретного потребителя, неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков, а также исков, по которым дано заключение в целях защиты прав потребителей, в общем количестве исков – на 109,1 % (по сравнению с 2017 годом) (план – 109%);

количество учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей – 119,1 %  (план – 119%);

количество хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, человек на 10 тыс. человек населения Республики Татарстан – 7,1 (план - 7,0 в год);

удельный вес потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей – 114,5% (по сравнению с 2013 годом) (план – 114,5%);

количество консультаций в сфере защиты прав потребителей, единиц на 10 тыс. человек населения Республики Татарстан – 102 (план - 102 в год);

количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности, единиц – 3800 (план - 3200 на год);

количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, единиц – 657,7 (план – 650 в год);

увеличение количества мероприятий по защите прав потребителей, проведенных для социально уязвимых групп населения – на 116,0% (по сравнению с 2017 годом) (план - 116);

количество социально уязвимых категорий граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение по защите прав потребителей, чел. на 10 тыс. человек населения республики – 6,8 (план – 6,5 в год);

удельный вес продукции, реализуемой на территории республики, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего числа исследованной продукции), процентов – 21,1 % (план – 23,5%).

Вместе с тем Общероссийским общественным движением защиты прав и интересов потребителей «Объединения потребителей России» проводился РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РФ по уровню защищенности потребителей.

Цель рейтинга – представить общественную оценку деятельности участников Национальной системы защиты прав потребителей, в первую очередь на её региональном уровне.

Рейтинг имеет семь критериев. Каждый регион анализируется по 161 показателю - изучаются обширные массивы данных из открытых источников и сведения, предоставленные непосредственно субъектом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять регионов из ТОП-10 Рейтинга-2021 - Белгородская область, Ленинградская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Ростовская область - стабильно являются сильнейшими в рейтингах - входят в группу с высоким уровнем защищенности потребителей, начиная с 2012 года, меняется только их рейтинговое место.

 

Вопросы:

  1. Что означает термин «Досудебное урегулирование спора».

Ответ докладчика

  1. На что больше всего жалуются потребители при покупке товаров.

Ответ докладчика

 

Решение:

1.           Одобрить деятельность органа исполнительной власти Госалкогольинспекции РТ, направленную на повышение эффективности мероприятий и повышение рейтинга Республики Татарстан по уровню защиты прав потребителей.

2.           Рекомендовать Госалкогольинспекции РТ обратить внимание на необходимость усиления работы по отдельным показателям рейтинга, являющимися проблемными.

3.           Подготовить письмо-обращение к Общественным Советам муниципальных образований по усилению Общественного контроля за реализацией муниципальными образованиями полномочий по защите прав потребителей.

Срок – июль

Исполнитель - ГАИ, Общественный совет

4.           Рекомендовать Госалкогольинспекции РТ разработать соответствующие методические рекомендации.

Срок – июль

pdf
Скачать текст
PDF, 1.49 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International