Ежегодно, 15 марта, международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, тематику проведения которого определяет Международная Федерация потребительских организаций.
Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2017 года проходит под девизом: «Потребительские права в цифровую эпоху». Госалкогольинспекция РТ ежегодно поддерживает тематику Всемирного дня защиты прав потребителей и этот год не станет исключением. Специалистами в городах и районах республики в течение марта 2017 года будут проводиться мероприятия, направленные на привлечение внимания к данной теме, в том числе информирование и консультирование населения по вопросам дистанционной покупки товаров.
В настоящее время продажи потребительских товаров и оказание различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развиваются очень стремительно. В адрес контрольно-надзорных органов и в нашей республике периодически поступают обращения граждан по факту приобретения товаров промышленной группы дистанционным способом – через Интернет-магазины. Количество жалоб на услуги интернет торговли растет, если за 2015 год таких обращений было всего 4, в 2016 – 39, в 2017 – за 2 месяца уже 26.
Анализ обращений показывает, что
- основная доля правонарушений (более 70%), допускаемых при продаже товаров с использованием сети «Интернет», связана с фактами непредоставления потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемой продукции, ее продавце, изготовителе и т.д., (п. 2 ст. 26.1 Закона);
- до 25% приходится на несоблюдение требований пункта 3 ст. 26.1 в части предоставления потребителю в момент доставки товара в письменной форме информации о товаре (согласно ст. 10 Закона) и о порядке и сроках возврата товара;
- более 5% установленных нарушений связано с несоблюдением положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона в части удовлетворения отдельных требований потребителей в отношении товаров надлежащего качества и последствия продажи товаров ненадлежащего качества.
При этом следует исходить из того, что в 80% случаев продавцы остаются обезличенными, так как отсутствуют сведения о месте их нахождения, государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, реализующих товары (услуги) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в связи с этим претензии по данному факту потребителем не предъявляются. Данные обращения решить положительно не удается.
Как избежать обмана при покупке в Интернет-магазинах:
перед совершением покупки следует потратить немного времени на оценку данного магазина, найти отзывы о данном магазине в сети, почитать отзывы о нем на независимых ресурсах.
Рекомендуется при принятии решения о покупке товара дистанционным методом (Интернет–магазины), особое внимание уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки.
В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. №612 до заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:
– о наименовании организации (или фамилия, имя, отчество – для ИП);
– о месте нахождения организации (ИП);
– о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
– о цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
– о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине – это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю. Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.
Покупателю дается 7 дней для того, что бы отказаться от не подходящего ему товара. Если интернет-магазин не довел в письменной форме (памятка) до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.