Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия
к проекту постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»»
№ |
Сроки проведения публичных консультаций проекта акта Начало: 24 февраля 2025 г. Окончание: 10 марта 2025 г. |
||
|
|||
1.1. |
Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или республиканский орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложены функции по подготовке проекта нормативного правового акта (далее - разработчик): Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан) |
||
1.2. |
Сведения о республиканских органах исполнительной власти - соисполнителях: отсутствуют |
||
1.3. |
Вид и наименование проекта нормативного правового акта: проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»» |
||
1.4. |
Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта: 1 мая 2025 года |
||
1.5. |
Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого регулирования, необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения: |
отсутствует
|
|
1.6. |
Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: направлен на актуализацию Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». |
||
1.7. |
Краткое описание целей предлагаемого регулирования: предлагаемое регулирование направлено на обеспечение регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, с целью сохранения стабильности функционирования регионального розничного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и приведения республиканского нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства |
||
1.8. |
Краткое описание предлагаемого способа регулирования: Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
||
1.9. |
Срок, в течение которого разработчиком принимались предложения в связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта: начало: 24 февраля 2025 г.; окончание: 10 марта 2025 г. |
||
1.10. |
Сведения о количестве замечаний и предложений, полученных в ходе публичных консультаций: Всего замечаний и предложений: -, из них учтено: - полностью: -, учтено частично: -, не учтено: -. (Заполняется по результатам публичного обсуждения). |
||
1.11. |
Контактная информация исполнителя разработчика: |
||
1.11.1. |
Ф.И.О.: Бадин Виталий Александрович |
||
1.11.2. |
Должность: ведущий советник контрольно-инспекционного отдела |
||
1.11.3. |
Тел: 8 (843) 278-92-09 |
||
1.11.4. |
Адрес электронной почты: Vitaliy.Badin @tatar.ru |
2. Степень регулирующего воздействия положений проекта акта
2.1. |
Степень регулирующего воздействия положений проекта акта: |
средняя |
2.2. |
Обоснование отнесения к определенной степени регулирующего воздействия: проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
3. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы
3.1. |
Формулировка проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: отсутствие мотиваций для добросовестного поведения подконтрольных субъектов и снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям |
3.2. |
Характеристика основных негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, группы участников отношений, испытывающих негативные эффекты, и их количественные оценки: Выявление нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: 2022 – 907; 2023 - 299; 2024 - 361. Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований: 2022 – 1932; 2023 – 2230; 2024 - 2627. |
3.3. |
Основные причины и факторы существования проблемы: - наличие на алкогольном рынке «теневых дельцов» – физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, которые занимаются оборотом алкогольной продукции незаконно (поддельные пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) и, таким образом, выпадают из поля зрения контролирующих органов. |
3.4. |
Информация о возникновении, выявлении проблемы и мерах, принятых ранее для ее решения, достигнутых результатах и затраченных ресурсах: На федеральном уровне: - Федеральным законом от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, к организации проведения обязательных профилактических визитов и профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, определены виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий, проведение которых возможно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
|
3.5. |
Причины невозможности решения проблемы участниками соответствующих отношений самостоятельно без вмешательства государства: Решение проблемы без вмешательства со стороны государства невозможно |
3.6. |
Источники данных: отсутствуют |
3.7. |
Иная информация о проблеме: отсутствует |
4. Анализ международного (российского) опыта в соответствующих сферах
деятельности
4.1. |
Международный (российский) опыт в соответствующих сферах деятельности: В настоящее время Республика Татарстан является первым субъектом, вносящим изменения в Положение о контроле
|
4.2. |
Источники данных: В настоящее время Республика Татарстан является первым субъектом, вносящим изменения в Положение о контроле |
5. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан
5.1. |
Основание для разработки проекта нормативного правового акта: Федеральным законом от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, к организации проведения обязательных профилактических визитов и профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, определены виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий, проведение которых возможно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
|
||
5.2. |
Описание целей предлагаемого регулирования, их соотношение с проблемой: |
5.3. |
Установленные сроки достижения целей предполагаемого регулирования: |
Приведение в соответствие Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан |
май 2025 год |
||
5.4. |
Документы, содержащие принципы правового регулирования, программные документы Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан с указанием положений, которым соответствуют цели предлагаемого регулирования: - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» |
||
5.5. |
Иная информация о целях предлагаемого регулирования: отсутствует |
6. Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы
6.1. |
Описание предлагаемого способа решения проблемы и преодоления связанных с ней негативных эффектов: Утверждение изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
6.2. |
Описание иных способов решения проблемы (с указанием того, каким образом каждым из способов могла бы быть решена проблема): 1. Не вносить изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что приведет к нарушению требований федерального законодательства. 2. Возможно регламентировать на правовом уровне отдельную часть мероприятий, либо только профилактические мероприятия, либо только контрольные (надзорные) мероприятия, что также приведет к нарушению требований федерального законодательства. |
6.3. |
Обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы: только правовое закрепление отдельных положений регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволит установить исчерпывающий перечень оснований для осуществления контрольных (надзорных)и профилактических мероприятий и минимизировать административное давление на субъекты предпринимательской деятельности, установить перечень профилактический мероприятий. |
6.4. |
Иная информация о предлагаемом способе решения проблемы: отсутствует |
7. Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов
7.1. |
Группа участников отношений |
7.2. |
Количество участников |
7.3. |
Прогноз изменения количества в среднесрочном периоде |
граждане (индивидуальные предприниматели) и организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Более 4500 |
Изменение зависит от введения дополнительных ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
|||
7.4. |
Источники данных: Личный кабинет органа власти на портале Росалкогольтабакконтроля в сети Интернет service.fsrar.ru |
8. Новые, изменяемые и отменяемые функции, полномочия, обязанности и права республиканских органов и органов местного самоуправления, а также порядок их реализации
8.1. |
8.2. |
8.3. |
8.4. |
8.5. |
Наименование функции, полномочия, обязанности или права |
Характер изменения |
Предлагаемый порядок реализации |
Оценка изменения трудозатрат по функции (чел./час в год), изменения численности сотрудников (чел.) |
Оценка изменения потребностей в иных ресурсах для реализации функции |
Принятие проекта постановления не повлечет изменения полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления |
9. Оценка расходов и возможных поступлений бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации
9.1. |
9.2. |
9.3. |
||||
Наименование новой, изменяемой или отменяемой функции |
Качественное описание расходов и возможных поступлений бюджетной системы Российской Федерации |
Количественная оценка расходов и возможных поступлений, млн. рублей |
||||
9.4. |
Наименование органа, исполняющего (предполагаемого уполномоченного исполнять) функцию: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан) |
|||||
9.1.1. отсутствует |
9.2.1.
|
Единовременные расходы (указать год возникновения): |
не предполагается |
|||
9.2.2. |
Периодические расходы за период _ годов: |
не предполагается |
||||
9.2.3. |
Возможные поступления за период _ годов |
не предполагается |
||||
9.3.1. |
Итого единовременные расходы по (Органу) _ годам: |
не предполагается |
||||
9.3.2. |
Итого периодические расходы по (Органу) за указанный период: |
не предполагается |
||||
9.3.3. |
Итого возможные поступления по (Органу) за указанный период: |
не предполагается |
||||
- федеральный бюджет |
не предполагается |
|||||
- региональный бюджет |
не предполагается |
|||||
- местный бюджет |
не предполагается |
|||||
- внебюджетные фонды |
не предполагается |
|||||
9.5. |
Итого единовременные расходы, в т.ч. по уровням бюджетной системы: |
не требуется |
||||
- федеральный бюджет |
не предполагается |
|||||
- региональный бюджет |
не предполагается |
|||||
- местный бюджет |
не предполагается |
|||||
- внебюджетные фонды |
не предполагается |
|||||
9.6. |
Итого периодические расходы, в т.ч. по уровням бюджетной системы: |
не требуется |
||||
- федеральный бюджет |
не предполагается |
|||||
- региональный бюджет |
не предполагается |
|||||
- местный бюджет |
не предполагается |
|||||
- внебюджетные фонды |
не предполагается |
|||||
9.7. |
Итого возможные поступления, в т.ч. по уровням бюджетной системы: |
|
||||
- федеральный бюджет |
не предполагается |
|||||
- региональный бюджет |
не предполагается |
|||||
- местный бюджет |
не предполагается |
|||||
- внебюджетные фонды |
не предполагается |
|||||
9.8. |
Иные сведения о расходах и возможных поступлениях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: не предполагается |
|||||
9.9. |
Источники данных: отсутствуют |
10. Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения
10.1. |
Группа участников отношений |
10.2. |
Описание новых или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений |
10.3. |
Порядок организации исполнения обязанностей и ограничений |
Граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица |
Обязательные профилактические визиты проводятся по поручению: - Президента Российской Федерации; - Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; - Раиса Республики Татарстан. |
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
|
11. Оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений
11.1. |
11.2. |
11.3. |
11.4. |
|
Группа субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности |
Описание обязанности или ограничения |
Описание видов расходов и возможных доходов |
Количественная оценка, млн. рублей |
|
Граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица |
Расходы на участие в мероприятии по контролю (надзору), предоставление документов, истребованных контрольным (надзорным) органом |
Единовременные расходы: 1) трудозатраты; 2) канцелярские принадлежности, бумага, расходные материалы офисной техники; 3) транспортные расходы для проезда к месту нахождения Госалкогольинспекции Республики Татарстан или её территориальных органов |
В зависимости от объема и видов проводимых контрольных (надзорных) мероприятий: 1) от 500 руб. до 1500 руб. в зависимости от заработной платы начисляемой работодателем; 2) приблизительно 500 руб.; 3) приблизительно 500 руб. |
|
|
|
Периодические расходы: |
Не предполагаются |
|
|
|
Возможные доходы: |
Не предполагаются |
|
11.5. |
Итого совокупные единовременные расходы: |
Приблизительно 1500 руб. |
||
11.6. |
Итого совокупные ежегодные расходы: |
Приблизительно 1500 руб. |
||
11.7. |
Итого совокупные возможные доходы: |
Не предполагаются |
||
11.8. |
Описание расходов и доходов, не поддающихся количественной оценке: расходы на проведение инвентаризаций, работе в Единой государственной автоматизированной информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), техническому обслуживанию оборудования ЕГАИС; расходы на работу в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС МТ), техническому обслуживанию оборудования ГИС МТ. |
|||
11.9. |
Источники данных: бухгалтерская отчетность юридического лица, индивидуального предпринимателя |
12. Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования
12.1. |
12.2. |
12.3. |
12.4. |
|
|
Основные риски решения проблемы предложенным способом и риски негативных последствий |
Оценки вероятности наступления рисков |
Методы контроля эффективности достижения цели по рискам |
Степень контроля рисков |
|
|
отсутствуют |
|
|
|
|
|
12.5. |
отсутствуют |
|
13. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения
13.1. |
Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта: (если положения вводятся в действие в разное время, указывается статья/пункт проекта акта и дата введения) |
1 мая 2025 года |
|
13.2. |
Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого регулирования: |
нет |
|
13.3. |
Необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения: |
нет |
|
13.2.1. |
Срок переходного периода: |
кол-во |
не требуется |
13.2.2. |
Отсрочка введения: |
кол-во |
|
13.3.1. |
Период распространения на ранее возникшие отношения: |
кол-во |
|
13.4. |
Обоснование необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения: отсутствуют |
14. Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования, индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования
14.1. |
14.2. |
14.3. |
14.4. |
14.5. |
|
Наименование целей регулирования |
Показатели (индикаторы) достижения целей регулирования |
Ед. измерения показателя (индикатора) |
Способ расчета показателя (индикатора) |
Источники информации для расчета |
|
Недопущение более чем на пять процентов снижения легальной розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) на душу совершеннолетнего населения к базовому (2015) году |
17,3 |
литр |
по итогам года |
Данные об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) из ЕГАИС, деклараций о розничной продаже алкогольной продукции . Статистические данные о численности населения Республики Татарстан по полу и отдельным возрастам на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан |
|
Доля предписаний, нарушения по которым устранены |
100 |
% |
По итогам квартала |
Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
|
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными |
0 |
единицы |
По итогам квартала |
Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
|
Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний |
не менее 40 |
% |
По итогам квартала |
Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
|
14.6. |
Оценка общих затрат на ведение мониторинга (в среднем в год): |
отсутствуют |
|||
14.7. |
Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования, программы мониторинга и иных способов (методов) оценки достижения заявленных целей регулирования: сбор подтверждающих документов их анализ и обработка |
15. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия
15.1. |
15.2. |
15.3. |
15.4. |
15.5. |
|
Мероприятия, необходимые для достижения целей регулирования |
Сроки мероприятий |
Описание ожидаемого результата |
Объем финансирования |
Источники финансирования |
|
Размещение изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан и других источниках |
2025 |
Информирование участников процесса об изменении в законодательстве в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
Внесение соответствующих изменений в ГИАС Госалкогольинспекции Республики Татарстан в части видов контрольных и профилактических мероприятий |
2025 -2026 |
Приведение в соответствие с законодательством ГИАС Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
Внесение информации о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единый реестр видов контроля (ЕРВК) |
2025 |
Внесение информации в ЕРВК позволит проводить дальнейшую работу в информационных базах по учету контрольной (надзорной) деятельности |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
Разработка методических рекомендаций для сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных на осуществление мероприятий по контролю |
3 квартал 2025 года |
Повышение качества работы участников процесса |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
Проведение обучения сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных на осуществление мероприятий по контролю (самоподготовка, повышение квалификации и др.) |
2025 |
Повышение качества работы участников процесса |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
Проведение обучающих семинаров с субъектами предпринимательской деятельности |
2025-2026 |
Повышение качества работы участников процесса |
В рамках текущего финансирования |
- |
|
15.6. |
Общий объем затрат на необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия: 0 |
16. Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования
16.1. |
Иные необходимые, по мнению разработчика, сведения: отсутствуют |
16.2. |
Источники данных: отсутствуют |
Приложение: Сводка предложений, поступивших в связи с проведением публичных консультаций.
|
|
|
||
|
|