Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия к проекту постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»»

Сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия

к проекту постановления Кабинета Министров Республики Татарстан                          «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»»

 

Сроки проведения публичных консультаций проекта акта

Начало: 24 февраля 2025 г.

Окончание: 10 марта 2025 г.

 

  1. Общая информация

 

1.1.

Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или республиканский орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложены функции по подготовке проекта нормативного правового акта (далее - разработчик):

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан)

1.2.

Сведения о республиканских органах исполнительной власти - соисполнителях: отсутствуют

1.3.

Вид и наименование проекта нормативного правового акта: проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»»

1.4.

Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта: 1 мая 2025 года

1.5.

Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого регулирования, необходимость      распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения:

отсутствует

 

1.6.

Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: направлен на актуализацию Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

1.7.

Краткое описание целей предлагаемого регулирования:  предлагаемое регулирование направлено на обеспечение регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, с целью сохранения стабильности функционирования регионального розничного рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и приведения республиканского нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства

1.8.

Краткое описание предлагаемого способа регулирования:

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1.9.

Срок, в течение которого разработчиком принимались предложения в

связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта:

начало: 24 февраля 2025 г.;

окончание: 10 марта 2025 г.

1.10.

Сведения о количестве замечаний и предложений, полученных в ходе публичных консультаций:

Всего замечаний и предложений: -, из них учтено: -

полностью: -, учтено частично: -, не учтено: -.  

(Заполняется по результатам публичного обсуждения).  

1.11.

Контактная информация исполнителя разработчика:

1.11.1.

Ф.И.О.: Бадин Виталий Александрович 

1.11.2.

Должность: ведущий советник  контрольно-инспекционного отдела

1.11.3.

Тел:  8 (843) 278-92-09

1.11.4.

Адрес электронной почты: Vitaliy.Badin @tatar.ru

 

2. Степень регулирующего воздействия положений проекта акта

2.1.

Степень регулирующего воздействия положений проекта акта:

средняя

2.2.

Обоснование отнесения к определенной степени регулирующего воздействия:

проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

3. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы

3.1.

Формулировка проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования:  

отсутствие мотиваций для добросовестного поведения подконтрольных субъектов и снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям

3.2.

Характеристика основных негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, группы участников отношений, испытывающих негативные эффекты, и их количественные оценки:

Выявление нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: 2022 – 907; 2023 - 299; 2024 - 361.

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований: 2022 – 1932; 2023 – 2230; 2024 - 2627.

3.3.

Основные причины и факторы существования проблемы:

- наличие на  алкогольном рынке «теневых дельцов» – физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, которые занимаются оборотом алкогольной продукции незаконно (поддельные пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) и, таким образом, выпадают из поля зрения контролирующих органов.

3.4.

Информация о возникновении, выявлении проблемы и мерах, принятых ранее для ее решения, достигнутых результатах и затраченных ресурсах:

На федеральном уровне:

- Федеральным законом от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, к организации проведения обязательных профилактических визитов и профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, определены виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий, проведение которых возможно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

 

3.5.

Причины невозможности решения проблемы участниками соответствующих   отношений самостоятельно без вмешательства государства:

Решение проблемы без вмешательства со стороны государства невозможно

3.6.

Источники данных: отсутствуют

3.7.

Иная информация о проблеме: отсутствует                                   

 

4. Анализ международного (российского) опыта в соответствующих сферах

деятельности

 

4.1.

Международный (российский) опыт в соответствующих сферах деятельности:

В настоящее время Республика Татарстан является первым субъектом, вносящим изменения в Положение о контроле

 

4.2.

Источники данных:

В настоящее время Республика Татарстан является первым субъектом, вносящим изменения в Положение о контроле

 

5. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан

 

5.1.

Основание для разработки проекта нормативного правового акта: 

Федеральным законом от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, к организации проведения обязательных профилактических визитов и профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, определены виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий, проведение которых возможно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

 

5.2.

Описание целей предлагаемого регулирования, их соотношение с проблемой:

5.3.

Установленные сроки достижения                                               целей предполагаемого регулирования:

Приведение в соответствие Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан

май 2025 год

5.4.

Документы, содержащие принципы правового регулирования, программные документы Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан с указанием положений, которым соответствуют цели предлагаемого регулирования:

- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

5.5.

Иная информация о целях предлагаемого регулирования: отсутствует

 

6. Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы

 

6.1.

Описание предлагаемого способа решения проблемы и преодоления связанных с ней негативных эффектов:

Утверждение изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

6.2.

Описание иных способов решения проблемы (с указанием того, каким образом каждым из способов могла бы быть решена проблема):

1. Не вносить изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что приведет к нарушению требований федерального законодательства.

2. Возможно регламентировать на правовом уровне отдельную часть мероприятий, либо только профилактические мероприятия, либо только контрольные (надзорные) мероприятия, что также приведет к нарушению требований федерального законодательства.

6.3.

Обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы: только правовое закрепление отдельных положений регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволит  установить исчерпывающий перечень оснований для осуществления контрольных (надзорных)и профилактических мероприятий и минимизировать административное давление на субъекты предпринимательской деятельности, установить перечень профилактический мероприятий.

6.4.

Иная информация о предлагаемом способе решения проблемы: отсутствует  

 

 

7. Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов

 

7.1.

Группа участников отношений     

7.2.

Количество участников

7.3.

Прогноз изменения количества

в среднесрочном периоде    

граждане (индивидуальные предприниматели) и организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции

                Более 4500

Изменение зависит от введения дополнительных ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

7.4.

Источники данных:

Личный кабинет органа власти на портале Росалкогольтабакконтроля в сети Интернет service.fsrar.ru

 

8. Новые, изменяемые и отменяемые функции, полномочия, обязанности и права республиканских органов и органов местного самоуправления, а также порядок их реализации

 

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

Наименование функции, полномочия, обязанности или права

Характер изменения

Предлагаемый порядок реализации

Оценка изменения трудозатрат по функции (чел./час в год), изменения численности сотрудников (чел.)

Оценка изменения потребностей в иных ресурсах для реализации функции

Принятие проекта постановления не повлечет изменения полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления 

 

9. Оценка расходов и возможных поступлений бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации

 

9.1.

9.2.

9.3.

Наименование новой, изменяемой или отменяемой функции

Качественное описание расходов и возможных поступлений бюджетной системы Российской Федерации

Количественная оценка расходов и возможных поступлений, млн. рублей

9.4.

Наименование органа, исполняющего (предполагаемого уполномоченного исполнять) функцию: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан)

9.1.1.

отсутствует

9.2.1.

 

Единовременные расходы (указать год возникновения):

не предполагается

9.2.2.

Периодические расходы за период _ годов:

не предполагается

9.2.3.

Возможные поступления за период _ годов

не предполагается

9.3.1.

Итого единовременные расходы по (Органу) _ годам:

не предполагается

9.3.2.

Итого периодические расходы по (Органу) за указанный период:

не предполагается

9.3.3.

Итого возможные поступления по (Органу) за указанный период:

не предполагается

- федеральный бюджет

не предполагается

- региональный бюджет

не предполагается

- местный бюджет

не предполагается

- внебюджетные фонды

не предполагается

9.5.

Итого единовременные расходы, в т.ч. по уровням бюджетной системы:

не требуется

- федеральный бюджет

не предполагается

- региональный бюджет

не предполагается

- местный бюджет

не предполагается

- внебюджетные фонды

не предполагается

9.6.

Итого периодические расходы, в т.ч. по уровням бюджетной системы:

не требуется

- федеральный бюджет

не предполагается

- региональный бюджет

не предполагается

- местный бюджет

не предполагается

- внебюджетные фонды

не предполагается

9.7.

Итого возможные поступления, в т.ч. по уровням бюджетной системы:

 

- федеральный бюджет

не предполагается

- региональный бюджет

не предполагается

- местный бюджет

не предполагается

- внебюджетные фонды

не предполагается

9.8.

Иные сведения о расходах и возможных поступлениях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: не предполагается

9.9.

Источники данных: отсутствуют

 

10. Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения

 

10.1.

Группа участников отношений

10.2.

Описание новых или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений

10.3.

Порядок организации исполнения обязанностей и ограничений

Граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица

Обязательные профилактические визиты проводятся по поручению:

- Президента Российской Федерации;

- Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

- Раиса Республики Татарстан.

В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.

 

 

 

11. Оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений

 

11.1.

11.2.

11.3.

11.4.

Группа субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности

Описание обязанности или ограничения

Описание видов расходов и возможных доходов

Количественная оценка, млн. рублей

Граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица

Расходы на участие в мероприятии по контролю (надзору), предоставление документов, истребованных контрольным (надзорным) органом

Единовременные расходы:

1) трудозатраты;

2) канцелярские принадлежности, бумага, расходные материалы офисной техники;

3) транспортные расходы для проезда к месту нахождения Госалкогольинспекции Республики Татарстан или её территориальных органов

В зависимости от объема и видов проводимых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) от 500 руб. до 1500 руб. в зависимости от заработной платы начисляемой работодателем;

2) приблизительно 500 руб.;

3) приблизительно 500 руб.

 

 

Периодические расходы:

Не предполагаются

 

 

Возможные доходы:

Не предполагаются

11.5.

Итого совокупные единовременные расходы:

Приблизительно 1500 руб.

11.6.

Итого совокупные ежегодные расходы:

Приблизительно 1500 руб.

11.7.

Итого совокупные возможные доходы:

Не предполагаются

11.8.

Описание расходов и доходов, не поддающихся количественной оценке: расходы на проведение инвентаризаций, работе в Единой государственной автоматизированной информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), техническому обслуживанию оборудования ЕГАИС;

расходы на работу в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС МТ), техническому обслуживанию оборудования ГИС МТ.

11.9.

Источники данных: бухгалтерская отчетность юридического лица, индивидуального предпринимателя

 

12. Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования

 

12.1.

12.2.

12.3.

12.4.

 

Основные риски решения проблемы предложенным способом и риски негативных последствий

Оценки вероятности наступления рисков

Методы контроля эффективности достижения цели по рискам

Степень контроля рисков

 

отсутствуют

 

 

 

 

12.5.

отсутствуют

 

 

13. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения

13.1.

Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта: (если положения вводятся в действие в разное время, указывается статья/пункт проекта акта и дата введения)

1 мая 2025 года

13.2.

Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого регулирования:

нет

13.3.

Необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения:

нет

13.2.1.

Срок переходного периода:

кол-во

не требуется

13.2.2.

Отсрочка введения:

кол-во

13.3.1.

Период  распространения на ранее возникшие отношения:

кол-во

13.4.

Обоснование необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения: отсутствуют 

 

14. Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования, индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования

 

14.1.

14.2.

14.3.

14.4.

14.5.

Наименование целей регулирования

Показатели (индикаторы) достижения целей регулирования

Ед. измерения показателя (индикатора)

Способ расчета показателя (индикатора)

Источники информации для расчета

Недопущение более чем на пять процентов снижения легальной розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) на душу совершеннолетнего населения к базовому (2015) году

17,3

литр

по итогам года

Данные об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива) из ЕГАИС, деклараций о розничной продаже алкогольной продукции .

Статистические данные о численности населения Республики Татарстан по полу и отдельным возрастам на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан

Доля предписаний, нарушения по которым устранены

100

%

По итогам квартала

Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан

Доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными

0

единицы

По итогам квартала

Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан

Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний

не менее 40

%

По итогам квартала

Квартальные отчеты Госалкогольинспекции Республики Татарстан

14.6.

Оценка общих затрат на ведение мониторинга (в среднем в год):

отсутствуют

14.7.

Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования, программы мониторинга и иных способов (методов) оценки достижения заявленных целей регулирования: сбор подтверждающих документов их анализ и обработка

 

15. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия

 

15.1.

15.2.

15.3.

15.4.

15.5.

Мероприятия, необходимые для достижения целей регулирования

Сроки мероприятий

Описание ожидаемого результата

Объем финансирования

Источники финансирования

Размещение изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан и других источниках

2025

Информирование участников процесса об изменении в законодательстве в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

В рамках текущего финансирования

-

Внесение соответствующих изменений в ГИАС Госалкогольинспекции Республики Татарстан в части видов контрольных и профилактических мероприятий

2025 -2026

Приведение в соответствие с законодательством ГИАС Госалкогольинспекции Республики Татарстан

В рамках текущего финансирования

-

Внесение информации о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единый реестр видов контроля (ЕРВК)

2025

Внесение информации в ЕРВК позволит проводить дальнейшую работу в информационных базах по учету контрольной (надзорной) деятельности

В рамках текущего финансирования

-

Разработка методических рекомендаций для сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных на осуществление мероприятий по контролю

3 квартал 2025 года

Повышение качества  работы участников процесса

В рамках текущего финансирования

-

Проведение обучения сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченных на осуществление мероприятий по контролю (самоподготовка, повышение квалификации и др.)

2025

Повышение качества  работы участников процесса

В рамках текущего финансирования

-

Проведение обучающих семинаров с субъектами предпринимательской деятельности

2025-2026

Повышение качества  работы участников процесса

В рамках текущего финансирования

-

15.6.

Общий объем затрат на необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия: 0

 

16. Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования

16.1.

Иные необходимые, по мнению разработчика, сведения: отсутствуют

16.2.

Источники данных: отсутствуют

 

Приложение: Сводка предложений, поступивших в связи с проведением публичных консультаций.

 

Руководитель

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

Ж.Ю.Ахметханов

 

24.02.2025

 

 

(инициалы, фамилия)

 

Дата

 

Подпись

 

pdf
Скачать текст
PDF, 3.49 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International