Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей»

 

Заключение

об оценке регулирующего воздействия проекта постановления

Кабинета Министров Республики Татарстан «О сезонных залах (зонах)

обслуживания посетителей»

Министерством экономики Республики Татарстан (далее – Уполномоченный

орган) в соответствии с Законом Республики Татарстан от 7 марта 2014 года

№ 14-ЗРТ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых

актов Республики Татарстан, установлении и оценке применения обязательных

требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Татарстан,

и экспертизе нормативных правовых актов Республики Татарстан» и Порядком

проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых

актов и экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан,

утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан

от 31.12.2012 № 1182 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего

воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан

и экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан», проведена

оценка регулирующего воздействия проекта постановления Кабинета Министров

Республики Татарстан «О сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей»

Проект разработан Государственной инспекцией Республики Татарстан

по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом

и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей

Проект направлен для проведения оценки регулирующего воздействия

По результатам рассмотрения первоначальной редакции проекта, Сводного

отчета о проведении оценки регулирующего воздействия письмом

от 24 января 2025 года № 01-53/397 в адрес Разработчика направлено отрицательное

заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором Уполномоченным

органом был сделан вывод о необходимости доработки проекта и Сводного отчета

о проведении оценки регулирующего воздействия.

Разработчиком были внесены изменения в проект и доработан Сводный отчет

о проведении оценки регулирующего воздействия, а также повторно проведены

публичные консультации по проекту.

Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель

принятия проекта. Степень регулирующего воздействия проекта.

Проект разработан в связи с принятием Федерального закона от 29 мая

2024 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,

алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления

(распития) алкогольной продукции» и статью 2 Федерального закона «О внесении

изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства

и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Указанным Федеральным законом пункт 4 статьи 16 Федерального закона

от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства

и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» дополнен

абзацем, согласно которому розничная продажа алкогольной продукции при

оказании услуг общественного питания может осуществляться в сезонном зале

(зоне) обслуживания посетителей при условии соблюдения требований к

розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного

питания, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в

соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также при наличии

документа, выданного в соответствии с законодательством субъектов

Российской Федерации и подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны)

обслуживания посетителей требованиям к размещению и обустройству

сезонных

залов

(зон)

обслуживания

посетителей,

установленным

законодательством субъектов Российской Федерации.

Проблемой, на решение которой направлен предлагаемый способ

регулирования, по мнению Разработчика, является отсутствие требований

к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей

прилегающих и (или) примыкающих к объектам общественного питания, в которых

осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг

общественного питания, а также порядка выдачи документа, подтверждающего их

соответствие таким требованиям.

Цели регулирования согласно представленному Разработчиком Сводному

отчету о проведении оценки регулирующего воздействия (далее ‒ Сводный отчет):

оказание поддержки добросовестным хозяйствующим субъектам

и формирование равных условий для развития конкуренции при осуществлении

деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг

общественного питания в текущих экономических условиях;

создание условий для обеспечения жителей Республики Татарстан

качественными услугами общественного питания,

посредством установления

единых требований к размещению и обустройству сезонных залов (зон)

обслуживания посетителей и порядка выдачи документа об их соответствии

установленным требованиям;

установление порядка выдачи документа о соответствии требованиям

к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей

в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании

услуг общественного питания.

Предлагаемый способ решения проблемы: принятие проекта, которым

устанавливаются Требования к размещению и обустройству сезонных залов (зон)

обслуживания посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам

общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной

продукции при оказании услуг общественного питания, Порядок выдачи

заключения, подтверждающего соответствие сезонных залов (зон) обслуживания

посетителей требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон)

обслуживания посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам

общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной

продукции при оказании услуг общественного питания.

Органом уполномоченным на выдачу заключения о соответствии сезонных

залов (зон) обслуживания посетителей требованиям к размещению и обустройству

сезонных залов (зон) обслуживания посетителей прилегающих и (или)

примыкающих к объектам общественного питания, в которых осуществляется

розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного

питания определена Инспекция (п. 2 проекта).

Проект обоснованно отнесен Разработчиком к высокой степени

регулирующего воздействия.

Проектом закрепляется понятие «заявитель» ‒ организации, крестьянские

(фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, признаваемые

сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющие розничную

продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания,

а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие

деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре

и медовухи при оказании услуг общественного питания.

По данным Разработчика, количество участников основных групп субъектов

предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут

затронуты предлагаемым правовым регулированием составляет 593 организации

(юридические лица), имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной

продукции при оказании услуг общественного питания и 645 организаций

(юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей,

осуществляющих

розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании

услуг общественного питания.

Разработчиком в Сводном отчете приводятся альтернативные варианты

решения проблемы: полный запрет на реализацию алкогольной продукции

в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей и ужесточение требований

к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного

питания при открытии сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей, а также

приводится обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы. Так, по

мнению Разработчика, в случае принятия любого из альтернативных вариантов цель

регулирования не будет достигнута, имеются риски неблагоприятных последствий.

Разработчиком приводится

расчет дополнительных доходов субъектов

предпринимательской деятельности, которые возникнут в случае выбора

предлагаемого варианта решения проблемы. Режим работы сезонных залов (зон)

обслуживания посетителей, предлагаемый проектом, с 15 апреля до 15 октября.

Согласно расчетам Разработчика, размер налогооблагаемых дополнительных

доходов хозяйствующих субъектов при наличии сезонных залов (зон) обслуживания

посетителей при оказании услуг общественного питания за 6 месяцев работы

составит 2 790 936 000 рублей.

Расчет налогооблагаемых дополнительных доходов субъектов предпринимательской

деятельности при наличии сезонных залов (зон) обслуживания посетителей при

оказании услуг общественного питания

В среднем за 1 час реализуется 2 литра крепкой алкогольной продукции по средней цене

за 1 литр 600 рублей и 3 литра пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по средней цене

за 1 литр 300 рублей.

В Республике Татарстан 593 организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной

продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии и 645 организаций

и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных

напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания.

Режим работы сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, предлагаемый проектом,

с 15 апреля до 15 октября. Расчет производился исходя из 12 часового графика работы.

При 100% открытии хозяйствующими субъектами сезонных залов (зон) обслуживания

посетителей налогооблагаемые дополнительные доходы составят:

для сезонных залов (зон) обслуживания посетителей организаций, реализующих алкогольную

продукцию,

ежемесячные

налогооблагаемые

дополнительные

доходы:

24 литра х 600 рублей х 30 дней = 432 000 рублей. За сезон (с 15 апреля по 15 октября)

налогооблагаемые дополнительные доходы в расчете на одного субъекта предпринимательской

деятельности составят: 432 000 х 6 = 2 592 000 рублей, в расчете на 593 организации —

1 537 056 000 рублей.

для сезонных залов (зон) обслуживания посетителей юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, реализующих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, ежемесячные

налогооблагаемые дополнительные доходы: 36 литров х 300 рублей х 30 дней = 324 000 рублей.

За сезон (с 15 апреля по 15 октября) налогооблагаемые дополнительные доходы в расчете на

одного субъекта предпринимательской деятельности составят: 324 000 х 6 = 1 944 000 рублей,

в расчете на 645 субъектов предпринимательской деятельности — 1 253 880 000 рублей.

Следовательно, за сезон (с 15 апреля по 15 октября) размер налогооблагаемых

дополнительных доходов хозяйствующих субъектов при наличии сезонных залов (зон)

обслуживания посетителей составит 1 537 056 000 рублей + 1 253 880 000 рублей =

2 790 936 000 рублей.

Таким образом, предлагаемый способ решения проблемы позволит

субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную

продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на

территории Республики Татарстан,

реализовать право на осуществление

розничной продажи алкогольной продукции в сезонных залах (зонах)

обслуживания посетителей при оказании услуг общественного питания, с учетом

соблюдения установленных требований к их размещению и обустройству, и

получить дополнительный доход.

Разработчиком выполнен расчет затрат субъектов предпринимательской

деятельности, возникающих в связи с вводимым регулированием: расходов на

оборудование сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, а также расходов,

связанных с подачей заявления о выдаче заключения, подтверждающего

соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей установленным

требованиям. Указанные расходы являются единовременными.

Расчет затрат субъектов предпринимательской деятельности на оборудование сезонных

залов (зон) обслуживания посетителей при оказании услуг общественного питания

Расчет выполнен исходя из затрат одного субъекта предпринимательской деятельности на

оборудование зала площадью 50 квадратных метров1.

1 Декоративные ограждения, позволяющие определить вход для посетителей и границы

сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей.

Расчет сделан при условии использования ограждений из древесно-полимерного композита,

стоимостью 4 500 рублей за погонный метр. 4 500х30=135 000 рублей.

2 Напольное покрытие – террасная доска стоимостью 3 141 рубль за квадратный метр.

3 141х50=157 050 рублей.

3 Ступень из древесно-полимерного композита 23*345 мм, стоимостью 2 500 рублей за

погонный метр. 2 500х2=5 000 рублей.

4 Столы и мебель для посетителей – набор мебели для террас и открытых веранд (стол и 4

стула) стоимостью 35 000 рублей. 35 000х5=175 000 рублей.

5 Монтаж террас рассчитывался исходя из стоимости 3 300 рублей за квадратный метр.

3300 х 50 = 165 000 рублей.

6 Откидной пандус из оцинкованной стали, длиной 2,5 метра, стоимостью 19 000 рублей.

7 Беспроводная кнопка вызова помощи А310, стоимостью 9 200 рублей.

Общая сумма затрат хозяйствующих субъектов на оборудование сезонного зала

составит: 135 000+157 050+5 000+175 000+165 000+19 000+9 200= 665 250 рублей.

Расчет затрат субъектов предпринимательской деятельности, связанных с подачей

заявления о выдаче заключения, подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны)

обслуживания посетителей требованиям к размещению и благоустройству сезонных залов

(зон) обслуживания посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам

общественного питания

Название: заявление о выдаче заключения, подтверждающего соответствие сезонного зала

(зоны) обслуживания посетителей требованиям к размещению и благоустройству сезонных залов

(зон) обслуживания посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам общественного

питания

Тип элемента: другое (документы, которые заявитель готовит самостоятельно для

предоставления в орган власти)

Масштаб: 1,00 ед.

Частота: 1 ед.

Действия: написание любого документа низкого уровня сложности (менее 5 стр. печатного

текста) – 0,5 чел./часов.

подача документа (пакета документов) в орган государственной власти, уполномоченную

организацию - 2,00 чел./часа.

Список приобретений: нет

По данным Татарстанстата в январе-ноябре 2024 г. среднемесячная заработная плата одного

работника (вид экономической деятельности ‒ деятельность гостиниц и предприятий

общественного питания) составила 45 178,8 руб.

Средняя стоимость часа работы: 45 178,8 / 8х(248/12) = 273,3 рублей.

Стоимость: 683,25 рублей.

Название: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное

основание на земельный участок у заявителя

Тип

элемента: другое

(документы,

которые

заявитель

готовит

самостоятельно

для

предоставления в орган власти)

Масштаб: 1,00 ед.

1 В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном

регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об

ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Частота: 1 ед.

Действия: копирование документов – 0,5 чел./часов.

Список приобретений: нет

По данным Татарстанстата в январе-ноябре 2024 г. среднемесячная заработная плата одного

работника (вид экономической деятельности ‒ деятельность гостиниц и предприятий

общественного питания) составила 45 178,8 руб.

Средняя стоимость часа работы: 45 178,8 / 8х(248/12) = 273,3 рублей.

Стоимость: 136,65 рублей.

Общая стоимость требования: 819,9 рублей.

Итого: 666 069,9 рублей

Вышеприведенные расчеты показывают, что единовременные

расходы

субъектов предпринимательской деятельности, связанные с необходимостью

соблюдения установленных требований, не будут обременительными для них

и значительно ниже предполагаемых дополнительных доходов, возникающих

в связи с вводимым регулированием.

По сведениям Разработчика, представленным в Сводном отчете, принятие

проекта не потребует выделения из бюджета Республики Татарстан дополнительных

средств. Кроме того, Разработчик предполагает увеличение налоговых поступлений

в бюджет Республики Татарстан.

2 Сведения о публичных консультациях по проекту.

Разработчиком в период с 17 февраля по 4 марта 2025 года проведено

публичное

обсуждение

проекта,

информация

о

проведении

публичных

консультаций по проекту была размещена на официальном сайте Разработчика в

информационно-коммуникационной

сети

«Интернет»

по

адресу:

https://gosalcogol.tatarstan.ru/proekt-polozheniya-o-regionalnom-gosudarstvennom.htm?

page=1.

Одновременно проект и материалы к нему был размещен на сайте

Уполномоченного органа по адресу: https://mert.tatarstan.ru/proekt-postanovleniya-

kabineta-ministrov-respublik-8144789.htm.

В рамках проведения публичных консультаций Разработчиком проект был

направлен в Ассоциацию предприятий малого и среднего бизнеса Республики

Татарстан, Ассоциацию предприятий и промышленников Республики Татарстан,

Торгово-промышленную палату Республики Татарстан, Татарстанское региональное

отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»,

Татарстанское республиканское отделение Общероссийской общественной

организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Ассоциацию

фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских

кооперативов Республики Татарстан, Ассоциацию Рестораторов и Отельеров

г. Казани и Республики Татарстан, а также Уполномоченному при Раисе Республики

Татарстан по защите прав предпринимателей – помощнику Раиса Республики

Татарстан (далее – Уполномоченный).

По итогам публичных консультаций замечаний и предложений от участников

не поступило.

Проект также был направлен Уполномоченным органом эксперту Экспертного

совета по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов

Республики Татарстан по функции государственного управления - 1.21

«Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи

алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории

Республики Татарстан», к предметной области которой относятся положения,

предлагаемые проектом, Председателю Пивной ассоциации Республики Татарстан

Р.К.Акчурину. Согласно заключению эксперта, замечания к проекту отсутствуют.

3 Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность предлагаемого

регулирования.

Уполномоченным

органом

проведена

оценка

обоснованности

эффективности предлагаемого Разработчиком способа правового регулирования, в

результате установлено следующее.

Проектом предусматривается утвердить Требования к размещению и

обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей прилегающих и (или)

примыкающих к объектам общественного питания, в которых осуществляется

розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного

питания

(обязательные

требования),

Порядок

выдачи

заключения,

подтверждающего соответствие сезонных залов (зон) обслуживания посетителей

требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания

посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам общественного

питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при

оказании услуг общественного питания.

Требования к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания

посетителей прилегающих и (или) примыкающих к объектам общественного

питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при

оказании услуг общественного питания включают требования к размещению,

внешнему виду, оборудованию декоративными ограждениями, напольным

покрытием, мебелью, периоду функционирования,

обеспечению доступности

такого сезонного зала (зоны) для маломобильных групп населения и др.

Разработчик предусмотрел отлагательный срок вступления в силу проекта:

с 1 сентября 2025 года.

Учитывая, что проектом устанавливаются обязательные требования, в

отношении проекта проведена экспертиза соответствия следующим принципам,

установленным статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об

обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ):

1)

законность - обязательные требования устанавливаются в проекте в

порядке, определяемом Законом № 247-ФЗ, исключительно в целях защиты прав и

законных интересов граждан и организаций;

2) обоснованность обязательных требований - наличие риска причинения

вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено

установление обязательных требований, и возможность и достаточность

установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом

ценностей;

3)

правовая определенность и системность - содержание обязательных

требований, устанавливаемых проектом, ясное, логичное, понятное как

правоприменителю, так и иным лицам, не приводит к противоречиям при их

применении, а также согласовано с целями и принципами законодательного

регулирования сферы розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей

продукции;

4) открытость и предсказуемость – в отношении проекта проведено публичное

обсуждение;

5) исполнимость обязательных требований – при установлении обязательных

требований, предлагаемых проектом, оценены затраты лиц, в отношении которых

они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты соразмерны рискам,

предотвращаемым этими обязательными требованиями.

Проект признан соответствующим указанным принципам.

4 Выводы.

На основании повторно проведенной оценки регулирующего воздействия

проекта Уполномоченным органом сделаны выводы:

о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной Разработчиком,

а также о целесообразности предложенного способа регулирования;

в проекте отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности,

запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической

деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие

к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной

экономической деятельности, бюджета Республики Татарстан.

pdf
Скачать текст
PDF, 343.1 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International