Руководство по соблюдению обязательных требований (август 2019 года)

                           

 

Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

  1. Введение

Настоящее руководство разработано во исполнение целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 г. № 147-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20.012017 № 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в целях оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – хозяйствующих субъектов), осуществляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является соблюдение хозяйствующими субъектами установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Регионального государственный контроль (надзор) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством организации и проведения уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан плановых и внеплановых документарных и выездных проверок хозяйствующих субъектов в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон      № 294-ФЗ).

 

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере контроля

     за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции

Основным нормативным правовым актом в сфере контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В целях реализации Федерального закона № 171-ФЗ разработан ряд федеральных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов Республики Татарстан.

Перечень указанных актов с текстами, а также выдержки из них по обязательным требованиям, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещен на официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан (http://gosalcogol.tatar.ru/rus/perechen-pravovih-aktov-i-ih-otdelnih-chastey.htm).

Нормативные правовые акты размещены на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU), а также в информационно-справочных системах «Консультант» и «Гарант» в сети «Интернет».

 

  1. Общие рекомендации для хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольно-надзорных мероприятий

Все хозяйствующие субъекты при осуществле­нии регионального государственный контроль (надзор) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся под защитой Федерального Закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года.

Хозяйствующие субъекты (их представители) при проведении контрольно-надзорных мероприятий должны знать, что сдержанное и нейтральное по­ведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Необходимо понимать, что уполномоченные должностные лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий просто выполняют свои должностные обязанности.

Хозяйствующие субъекты (их представители) имеют право:

         - непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;

         - проверить полномочия должностного лица, осуществляющего  проверку: попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и т.д.); распоряжение о проведении проверки.  Такая информация позволит опреде­литься с видом проверки и правильно подготовить необходимые материалы к проверке. Необходимо удостовериться, что лицо, ука­занное в распоряжении, фактически является человеком,  предъявившем служебное удостоверение.

- получать от уполномоченного должностного лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан, осуществляющего проверку,  информацию, которая относится к предмету проверки и своевременно предоставлять запрашиваемую им информацию. Документы рекомендуется передавать по описи, по акту приема-передачи или в иной форме, подтверждающей факт приема-передачи.

         - осуществлять фото-, видео- или аудиофиксацию проверки;

- отвечать на вопросы уполномоченного должностного лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан, осуществляющего проверку,  строго в рамках трудовой функ­ции. Каждый работник хозяйствующего субъекта может отвечать только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом до­говоре и должностных инструкциях.

         - ознакомиться с результатами проверки и указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними. Если хозяйствующий субъект (его представитель) считает, что в ходе проверки были нарушены требования законодательства, а зафиксированные акте проверки обстоятельства недостоверны, необходимо сделать об этом запись в акте проверки. В случае несогласия с результатами проверки можно обжаловать действия (бездействие) уполномоченного должностного лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан в административном и (или) судебном порядке.

Кроме того, хозяйствующий субъект (его представить) вправе не представлять доку­менты (информа­цию), включая разрешительные документы (лицензии, свидетельства, разреше­ния, ИНН, ОГРН, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП), имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов мест­ного самоуправления, и которые могут быть получены органами государствен­ного и муниципального контроля в рамках межведомственного взаимодействия.

 

  1. Ограничения в области розничной продажи алкогольной

продукции и розничной продажи алкогольной продукции

при оказании услуг общественного питания

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

-  образовательных организаций;

- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, а также юридических лиц независимо и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии;

- юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

- к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. 

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов, без деклараций о соответствии, без маркировки;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Татарстан от 06.03.2015 №10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан» на территории Республики Татарстан не допускается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху) с 22 часов до 10 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в предприятиях общественного питания, отнесенных к категории «бар», «кафе», «ресторан».

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции; в сельских населенных пунктах - не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

 

  1. Лицензионный контроль
    1. Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота:

- данное требование - норма, закрепленная в ст.10.2 Федерального закона № 171-ФЗ;

- сопроводительные документы, удостоверяющие легальность алкогольной продукции – это товарно-транспортная накладная и декларация о соответствии;

- чтобы обеспечить наличие документов, необходимо при приемке алкогольной продукции в обязательном порядке наряду с продукцией получить от водителя-экспедитора товарно-транспортные накладные и декларации о соответствии;

- при получении алкогольной продукции продавец должен сверить наименование алкогольной продукции, указанной в товарно-транспортной накладной и декларации о соответствии с фактическим наименованием, нанесенным на единицу продукции (по этикетке);

- сопроводительные документы рекомендуется хранить не в сейфе у бухгалтера или директора, куда продавец не имеет доступа, а в пределах досягаемости в любое время;

- продавец при сдаче смены должен передать другому продавцу  сопроводительные документы вместе с алкогольной продукцией.

 

  1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ):

- данное требование – норма, закрепленная в ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ;

- в торговом зале должна находиться ККТ, которая зарегистрирована в налоговом органе (в карточке регистрации ККТ указан адрес, который должен совпадать с адресом торгового объекта);

- перед началом рабочего дня продавец должен проверять работоспособность ККТ (например, наличие кассовой ленты и др.);

- при отсутствии электроснабжения и прекращения функционирования ККТ продавец должен немедленно прекратить продажу алкогольной продукции и вывесить соответствующее объявление для покупателей;

- факт применения  ККТ при продаже алкогольной продукции подтверждается выдачей чека на руки покупателю;

- ККТ должна быть установлена и применяться в торговом объекте, реализующем алкогольную продукцию, вне зависимости от того, где находится торговый объект – в городской или сельской местности.

 

  1. Ответственность за нарушения обязательных требований 

   в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

За нарушения хозяйствующими субъектами обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, должностные лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан наделены правом выдавать хозяйствующим субъектам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.22 ст.19.5 КоАП РФ.

Статьей 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции  и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может быть приостановлено в следующих случаях

невыполнение предписания лицензирующего органа (Госалкогольинспекции Республики Татарстан) об устранении нарушений условий действия лицензии;

непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

розничная продажа  алкогольной продукции с нарушением требований, предусмотренных ст.10.2  Федерального закона № 171-ФЗ,

неуплата лицензиатом по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершенное в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

Статьей 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в следующих случаях:

- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения лицензии;

 - оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12  Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками;

- невыполнение решения лицензирующего органа (Госалкогольинспекции Республики Татарстан) о приостановлении действия лицензии;

- повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме оборота алкогольной продукции, или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

- повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

- непредставление лицензирующему органу (Госалкогольинспекции Республики Татарстан) возможности провести обследование лицензиата на соответствие лицензионным требованиям;

- оборот алкогольной продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ;

- неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

- розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено Федеральным законом № 171-ФЗ.

pdf
Скачать текст
PDF, 2.78 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International