В силу статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула;
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан часто обращаются потребители с просьбой оказать содействие в замене одного требования, предъявленного продавцу, другим. Например, передав товар на гарантийный ремонт, через некоторое время потребитель решает потребовать возврат денег. В некоторых случаях желание потребителя заменить одно требование другим не соответствует закону, так как в случае обнаружения в товаре недостатков у потребителя возникает право предъявить продавцу только одно требование. Изменение требований возможно только в том случае, если лицо, которому потребителем предъявлено требование в соответствии с правилами, предусмотренными Законом, не выполнит его в установленные Законом сроки (статьи 20 – 22). В этом случае в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные комментируемой статьёй. В тех случаях, когда указанные сроки не истекли, изменение требований потребителем в одностороннем порядке не соответствует Закону.