Правильный матрас является гарантией здорового сна, отдыха, а значит, здоровья. Срок эксплуатации качественного матраса может достигать 25 лет. Приобретая матрас, мы, как правило, не планируем менять его на новую модель в ближайшие годы. Поэтому при покупке матраса необходимо обратить внимание на все параметры и характеристики выбранного изделия. Что делать, если матрас не подошел? Как можно вернуть или обменять изделие?
Время и условия возвращения товаров прописаны в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Покупатель имеет право претендовать на замену матраса аналогичным товаром или возврата денег в двух случаях:
- когда изделие не соответствует требованиям потребителя относительно размера, формы, габарита, цветовой гаммы или комплектации;
- если был выявлен производственный брак или дефект.
В первом случае, когда относительно качества матраса нареканий нет, покупателя он не устроил по каким-то иным параметрам, осуществить возврат или заменить матрас надлежащего качества в соответствии со статьей 25 Закона возможно лишь в течение 2 недель после его приобретения. Возвратить деньги за покупку в течение 3 суток продавец обязан, только если в момент обращения потребителя нужной продукции нет в наличии.
При этом должны быть выполнены следующие условия:
- изделие не было в эксплуатации и сохранены первозданный вид товара, заводской ярлык и пломбы;
- изделие не причислено к категории товаров, не подлежащих возврату и замене, перечень которых установлен Постановленим Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Матрас считается отдельным предметом мебели, которая отсутствует в перечне товаров, не возвращающихся и не обменивающихся. То есть, вернуть его обратно в магазин возможно. Важно помнить, что при нарушении упаковки, матрас становится товаром, бывшем в употреблении.
И на этом основании магазин вправе отказать потребителю в возврате или
в обмене на другой матрас надлежащего качества.
Другое дело, если продукцию изготовили по специальному заказу с индивидуальными размерами и к качеству претензий нет. Необходимо помнить, что потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Тогда покупатель сам создал себе проблему, и решить её за счёт продавца не получится.
В казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ обратился гражданин С. с просьбой об оказании содействия по возврату матраса, который изначально не соответствовал размеру основания кровати, и в последствии, матрас быстро потерял свои свойства. При обращении в известный магазин по продаже матрасов, где он был приобретен, ему было отказано в решении вопроса по замене товара по причине, что на матрасе отсутствовала заводская фирменная бирка. В ходе разбирательств стало ясно, что изначально данный матрас был упакован в фирменный упаковочный материал с нанесенным логотипом, а на самом матрасе фирменный лейбл производителем не был пришит. Гражданин С. совместно с сотрудником Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ смогли отстоять права потребителя. Матрас был заменен на новый с необходимыми параметрами.
Согласно статье 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В соответствии со статьей 19 Закона потребитель вправе предъявить указанные требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.