Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. По сложившейся традиции Международная организация потребителей (Consumers international, СI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной наиболее актуальной проблеме.
В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под Девизом «Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги». В преддверии этого праздника специалисты отдела развития и координации внутреннего рынка Набережночелнинского территориального органа встретились с учащимися МБОУ СОШ №10 города набережные Челны. Во время встречи специалисты ознакомили учащихся с Законом РФ 32300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей», разъяснили основные статьи закона, раскрыли понятия «потребитель», «товар», «услуга». Побеседовали о том, как цифровые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире. Появились банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира, все эти новшества очень изменили нашу привычную жизнь. Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона. Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Все эти новые и удобные финансовые инструменты, впрочем, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать. С каждым годом число пользователей банковских услуг растет, а к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников. Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального совместного подхода. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию защиты и расширение прав и возможностей потребителей. Всемирная организация потребителей и потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и которые будут держать данные пользователей под защитой.
Быть грамотными потребителями, быть грамотным потребителем финансовых услуг, научить уметь отстаивать свои права в сфере защиты прав потребителей – основная цель встречи с учащимися. В завершении встречи сделано памятное фото. Классный руководитель поблагодарил специалистов за интересную и познавательную встречу.