Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции Международная организация потребителей (Consumers international, СI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной наиболее актуальной проблеме.
В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под Девизом «Fair Digital Finance» - «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Цифровые технологии кардинально меняют привычные для нас формы платежей, кредитования, страхования. Цифровые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире. Появились банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира, все эти новшества очень изменили нашу привычную жизнь. Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона. Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Все эти новые и удобные финансовые инструменты, создают не только комфортную пользовательскую среду, но и являются временем активизации финансовых мошенников и все это нужно учитывать. С каждым годом число пользователей банковских услуг растет, а к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек, растет и риск финансового мошенничества. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой и не прикладывают памятку с элементарными правилами безопасности для держателей карт.
Специалисты Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан дают некоторые рекомендации, как обезопасить себя и свои финансы при использовании карт:
- выучите PIN-код наизусть, если же на память надежды нет, запишите его на листочек, но храните отдельно от карты;
- не сообщайте третьим лицам PIN-код, а также срок её действия и на кого она зарегистрирована;
- не используйте зарплатные карты для оплаты интернет-покупок;
- выбирайте банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;
- не пользуйтесь подозрительными моделями банкоматов. А прежде чем вставить карту в терминал, внимательно осмотрите его;
- не стесняйтесь закрывать клавиатуру рукой и просить отойти в сторону особо любопытных товарищей в очереди;
- если вы потеряли карту, а также если у вас есть основания полагать, что третьи лица узнали её реквизиты, немедленно обратитесь в банк и заблокируйте её.
Проще всего позвонить. Если карта у вас на руках, номер службы поддержки можно увидеть на её оборотной стороне. Как правило, контактные центры работают круглосуточно. Если карта осталась в банкомате, и вы не знаете телефон своего банка, позвоните в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата. Номер должен быть указан на терминале.
Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального совместного подхода. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию защиты и расширение прав и возможностей потребителей. Всемирная организация потребителей и потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и которые будут держать данные пользователей под защитой.