Термин «потребитель» - один из самых часто употребляемых. Кого же понимают под потребителем? Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон): потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Другими словами, ежедневно покупая продукты, делая заказ в кафе или ресторане, пользуясь услугами мобильной связи лично для себя, Вы являетесь потребителем, так как Вы потребляете эти продукты, результат работы, услуги. Из определения видно, что Вы являетесь потребителем в следующих ситуациях:
· когда только решили это заказать или приобрести что-либо (но еще ничего не купив) не заказав));
· когда заказываете или приобретаете что-либо;
· когда пользуетесь тем, что уже заказали или приобрели.
Следовательно, с того момента, когда Вы решили что-то заказать или приобрести для себя, Закон защищает Ваши права и обязывает продавца сделать все, для того, чтобы Ваши права соблюдались. Как правило, обязанности продавца (изготовителя, производителя) начинаются с предоставления достоверной и полной информации о товаре (прочитать инструкцию, прослушать консультацию). Вам не нужно покупать товар – Вы потребитель, и Вы вправе получить полную информацию о товаре, и заканчиваются после полного потребления товара (работы, услуги) или до истечения гарантийного срока.
Кто не является потребителем
С точки зрения Закона не является потребителем:
· гражданин, приобретающий товары и использующий их в своей деятельности с целью систематического извлечения прибыли;
· гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве или заказывающий для этих организаций и за их счет работы, услуги в этих же целях (приобретение фотокамеры для работы в редакции и др.);
· гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) у другого физического лица.