Как показывает практика, не все потребители знают о том, что на время гарантийного ремонта товара длительного пользования потребитель вправе потребовать подменный товар.
В Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан по телефону обратилась жительница города с просьбой дать разъяснение законодательства о защите прав потребителей. Как оказалось, она сдала на гарантийный ремонт свой сотовый телефон. При сдаче на ремонт товара её уведомили, что ремонт может продлиться 45 дней, что расстроило потребителя. Прожить такое время без сотового телефона она не представляла возможным, но что делать в данной ситуации не знала.
Потребителю дано разъяснение действующего законодательства. Согласно статье 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае передачи товара длительного пользования на гарантийный ремонт продавец по требованию потребителя обязан в трёхдневный срок безвозмездно, то есть даром, предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счёт.
Надо заметить, что потребителю не стоит ждать того, что продавец самостоятельно предложит замену товара на время ремонтных работ. Для этого покупателю необходимо написать заявление, адресованное руководителю торгового предприятия, и желательно в двух экземплярах. Один передаётся продавцу, а на втором, в подтверждении о получении, продавец должен поставить свою подпись и дату получения. Если он откажется подписать заявление, то его необходимо отправить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Однако существует Перечень товаров, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации, на которые указанное требование не распространяется.
В случае не предоставления на время ремонта подменного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей на момент обращения.
Однако с подменным товаром нужно обращаться бережно, так как это собственность продавца и в случае поломки по вине потребителя или утери, потребитель будет нести ответственность.