В Альметьевский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратилась жительница города, которая в одной из заезжих ярмарок приобрела одеяло. На упаковке было указано, что наполнителем является 100% верблюжья шерсть, однако придя домой, после осмотра она обнаружила, что одеяло набито синтетическим материалом, похожим на синтепон. Гражданка на следующий же день обратилась к продавцу с требованием вернуть деньги, так как качество одеяла не соответствует заявленному. Однако ей отказали, сославшись на то, что текстильные изделия возврату и обмену не подлежат, а покупатель распоров одеяло, нарушил целостность изделия.
Специалисты Альметьевского территориального органа разъясняют:
- В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. В данном случае, это относится к материалу наполнителя, информация о котором была размещена на упаковке. Согласно п. 1 ст. 10 Закона продавец (изготовитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указанная информация должна в обязательном порядке содержать, в том числе сведения о потребительских свойствах товаров (п. 2 ст. 10 Закона).
На основании п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьёй 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона).
Данным правом потребитель может воспользоваться вне зависимости от категории товара и факта наличия его в эксплуатации, так как ст. 25 Закона распространяется только на товары надлежащего качества, в данном случае она применению не подлежит.
Кроме того, одеяло не относится к числу изделий швейных и трикотажных бельевых. Таковыми в соответствии с разделом 2 «Термины и определения» Международного стандарта ГОСТ 17037-2022 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения» (введён в действие приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2022 года № 1005-ст) относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей человека и применяемые для создания необходимых гигиенических условий для тела и быта человека. К бельевым изделиям относят белье нательное, белье постельное, столовое и кухонное, полотенца, изделия купальные, носовые платки и другие аналогичные изделия. Одеяло к числу таких изделий не относится.
Потребителю необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся под роспись по месту покупки одеяла либо направляется по почте заказным письмом по юридическому адресу продавца-организации либо адресу регистрации продавца — индивидуального предпринимателя.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (п. 5 ст. 18 Закона).
В случае отказа в удовлетворении заявленного требования либо при отсутствии ответа необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.