В Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратился житель из сельской местности с просьбой разъяснить порядок доставки товара, купленного в магазине. Совместно с супругой он приобрёл в магазине бытовой техники дорогой телевизор. Продавец в присутствии покупателей произвёл проверку товара, комплектность и наличие относящихся к нему технических документов. Качество товара устроило покупателей и они, оплатив товар, понесли упаковку в свой автомобиль. Однако в упакованном виде телевизор никак не хотел помещаться в легковом автомобиле из-за габаритов. Тогда продавец предложил осуществить доставку товара по указанному адресу за отдельную плату. Покупатель согласился. На следующий день товар доставили и передали покупателю, но какой-либо акт подписан не был, товар принят потребителем без проверки.
В этот же день они пригласили мастера для установки и подключения телевизора. После подключения телевизора обнаружилось, что экран повреждён. Возник вопрос:
- Кто виноват?
Потребителю дали разъяснение:
- Доставка товара - дополнительная услуга и магазин не вправе её навязывать, а может только предложить, проинформировав покупателя о цене, условиях и сроках доставки. Законодательство устанавливает ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчи) груза или багажа. Причинённый ущерб возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась стоимость товара, а при невозможности восстановления повреждённого груза - в размере его стоимости.
Однако в данном случае договор доставки не был заключён, а товар принят без проверки. В связи с этим виновное лицо установить невозможно.
Для того чтобы потребителям не попадать в подобные ситуации, необходимо соблюдать несколько простых правил:
- оформляя и оплачивая доставку товара в магазине, не нужно заранее подписывать накладную на ещё не доставленный товар;
- приняв доставленный товар, нужно тщательно проверить его состояние на предмет видимых механических повреждений. Если они обнаружены, то нужно отразить это в акте приёма-передачи, вернуть товар в магазин и требовать его замены.
В случае с потребителем, не осмотревшим вовремя телевизор на предмет видимых механических повреждений, спорная ситуация при участии специалистов территориального органа разрешилась мирным путем. Продавец принял товар и вернул потребителю половину стоимости товара.