Случай из судебной практики Арского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан

5 мая 2017 г., пятница

15 декабря  Центробанк России в связи "с неустойчивым финансовым положением ПАО "Татфондбанк" и наличием угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков" ввел временную администрацию в организации на шесть месяцев. Эти функции были возложены  Агентство по страхованию вкладов. С 12 декабря банк ввел ограничения на снятие наличных в банкоматах и выдачу вкладов.

Среди клиентов, пострадавших от ограничений в деятельности ПАО «Татфондбанк» оказались и жители Арского района Республики Татарстан.

В Отдел развития и координации внутреннего рынка Арского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан поступило 24 заявления от потребителей с просьбой оказать помощь в составлении претензии по поводу «зависших» платежей по оплате банковских кредитов и иных платежей и 7 заявлений о предоставлении юридической помощи в судебной защите прав потребителей, по аналогичной причине и 1 заявление – о  подготовке искового заявления о признании договора кредитования незаключенным в связи с фактической невозможностью воспользоваться заемными средствами.

Сотрудниками Арского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан подготовлены проекты исковых заявлений, принято участие в судебных заседаниях в качестве третьего лица.

По всем предъявленным искам требования потребителей судом удовлетворены. Приняты решения о расторжении договоров банковской услуги и взыскании уплаченных денежных средств, комиссии за проведение платежа, процентов за пользование чужими денежными средствами, понесенных убытков, компенсации морального вреда и штрафа.

На иске о признании договора кредитования незаключенным и о применении последствия признания договора незаключенным: взыскании уплаченных платежей по кредиту, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа хотелось бы остановиться поподробнее.

07 декабря 2016 года между потребителями – созаемщиками С. и Р., с одной стороны, и   ПАО «Татфондбанк», с другой стороны, был оформлен кредитный договор на сумму 400000 рублей под 18,99% годовых сроком на 36 месяцев. В соответствии с условиями Договора датой предоставления кредита является дата зачисления суммы кредита на счет Заемщика. Была выдана пластиковая карта по счету, на который производится зачисление заемных средств. Однако при попытке снять сумму кредита с карты потребителям это не удалось, пластиковая карта оказалась заблокированной.

Это послужило поводом для обращения в ПАО «Татфондбанк» с письменной претензией, в ответе на которую содержалась информация, что ситуация будет урегулирована.

Вместе с тем, заемщиками были произведены два платежа в погашение кредита на сумму более 20 тысяч рублей. Таким образом, ими были понесены убытки, сопряженные с фактическим непредоставлением кредита.

Поскольку ПАО «Татфондбанк» не выполнили свое обязательство по передаче заёмщику денежных средств, кредит  фактически предоставлен не был. Это послужило основанием для обращения в суд с иском о признании договора кредитования незаключенным и о применении последствий, связанных с этим.

Согласно подп. "д" п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 2 8.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" предоставление банком кредитов (займов) физическим лицам является финансовой услугой, и относится к сфере регулирования законодательства о защите прав потребителей.

По результатам поданного иска кредитный договор признан незаключенным, и применены правовые последствия этого: взысканы понесенные убытки в виде платежей по кредиту, а также проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, компенсация морального вреда и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International