Всемирная неделя качества: с чего все начиналось?

9 ноября 2020 г., понедельник

Ежегодно вторая неделя ноября во всех странах отмечается как Всемирная   Неделя качества, а второй четверг ноября — как международный праздник — День качества. В 2020 году эта дата приходиться на  12 ноября. Каждый год мероприятие посвящено определённой теме. В этом году девиз праздника  - «Создание потребительской ценности».

Инициатором создания Недели качества является Европейская организация качества при поддержке Организации Объединенных Наций. Впервые мировая общественность отметила этот день в 1989 году, через шесть лет было объявлено о проведении Европейской неделе качества.

Ко Дню качества в разных странах проходят конференции, форумы, конкурсы. В частности, каждый год вручается международная премия World Quality Award. Премия вручается в нескольких номинациях. В их числе, например: «Развивающийся талант», «Профессионал года в новом проекте», «Лидер», «Организация по качеству» и др.

А теперь немного об истории возникновения понятия – «качество». Идея качества возникла не вчера, она существует на протяжении сотен и даже тысяч лет. Вероятно, она берет свои истоки со времен возникновения торговли - с тех пор, как человек стал производить излишки товара.

Низкое качество продукции всегда вызывало обеспокоенность общества. Покупатель надёжного производителя знал в лицо и стремился купить товар именно у него. И производитель из шкуры лез, но качество своего товара старался сохранить. Как-то упорядочить качество российских товаров озаботился ещё Пётр I в начале XVIII века. При его правлении уральские заводчики Демидовы начали клеймить свою продукцию «Знаком соболя». Этот знак сразу завоевал авторитет и у отечественных, и у зарубежных покупателей. В 1824 году произошло событие, которое стало началом борьбы за качество. Купцы, которые уже зарекомендовали себя как надёжные поставщики товара высокого качества для правящей династии, стали именовать себя «Поставщики Двора Его Императорского Величества».

Через тридцать лет император Александр II утвердил внешний вид почётного знака и порядок его получения. С 1862 года государственный герб могли размещать только избранные производители на своих изделиях и вывесках. И что было очень важно, это не был пожизненный титул, а каждые два года — это звание надо было подтверждать. Звание это было очень почётно, и обычные покупатели ориентировались на это, зная, что здесь можно приобрести только самое лучшее. Обыватель знал, что лучший коньяк можно приобрести у Николая Леонтьевича Шустова. Отменного качества его напитки – «Зубровка», «Мандариновая наливка», «Кавказский горный травник», ликёры русских степных трав – не оставляли никого равнодушными.

А вот водку надо было обязательно брать в компании Петра Арсеньевича Смирнова, который на небольшом водочном заводике на Пятницкой улице начал производить алкогольную продукцию. Особенно славились столовое вино «№ 21», а также настойка «Нежинская рябина». Заводчик приобрёл право изображения государственного герба и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича». Торговый дом «Братья Елисеевы» был создан в 1857 году, а в 1874-м он уже был поставщиком двора. Сеть магазинов Елисеева предлагала покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Этот замечательный список могут продолжить шоколад Теодора Эйнема, ювелирные изделия Карла Фаберже, мармелад от фабрики Абрикосова, галоши фабрики «Треугольник».

Новые времена - Революция внесла свои коррективы в этот вопрос. Бывшие поставщики императорского двора были национализированы, многие производства прекратили свою деятельность. Основатель марки «Смирнов» уехал во Францию, и теперь мы можем видеть на прилавках магазинов французское написание бренда «Smirnoff».

 

 

Революционеры, отменяя всё старорежимное, очень понадеялись на сознательность масс. Но задор первых пятилеток начал спадать, а количество произведенной продукции никак не хотело переходить в качество. В 1962 году появился «Закон о товарных знаках», в 1967-м вышло и положение о государственном знаке качества. Первым этого знака был удостоен электродвигатель Завода имени Ильича. Знак качества присваивался на три года, причем на основе аттестационной комиссии и только на товары высшего качества. Предполагалось, что введение государственного знака качества будет стимулировать производителей, но в действительности этого не произошло. В 1980-е годы многие товары, уходящие на экспорт, обозначались слоганом Made in USSR. Вот эти товары изготавливались с более высоким уровнем качества, и когда они перепадали отечественному покупателю, награждались словами: «Умеют же, когда хотят».

После распада Советского Союза пришлось разрабатывать новые системы стандартов. Документы были приняты в 1996 году, но не решили проблему. Предлагаемые знаки «Народная марка», «Золотая марка», «Всероссийская марка качества» так и остались предложениями. Нынешний Минпромторг выбрал для нового «Знака  качества» логотип, очень похожий на советский, да и задачи во многом остались прежними. С введением нового знака мы с вами должны стать свидетелями, как качество производимых в стране товаров резко пойдёт в гору.

 

Специалисты  отдела развития и координации внутреннего рынка  Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан желают всем потребителям качественных товаров и услуг,  а производителям и предпринимателям стремления  производить продукцию высокого качества и быть обладателями «Знака качества»  своих товаров.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International