Особенности click-wrap-соглашений

30 ноября 2020 г., понедельник

На сегодняшний день, договор, который был заключен дистанционно, иногда может принимать форму так называемого click-wrap-соглашения, производимого путем нажатия в окне «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки.

Важно отметить, что данный договор сопровождается конклюдентными (от лат. concludere - заключать) – действиями потребителя, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор. Таким образом, заключение договора по п. 3 ст. 434 ГК происходит на основании волеизъявления лица, выраженного не в его формальных письменных заявлениях, а в его поведении.

В сфере электронной торговли договор, заключенный конклюдентными действиями, может принимать форму соглашений, заключаемых путем щелчка мышью (click-wrap), и соглашения, заключаемого путем использования веб-сайта (browse-wrap).

Российские законы не содержат положений, посвященных соглашениям, заключаемым путем щелчка мыши, поэтому данный механизм заключения договора надо оценивать через призму общих положений о заключении договора. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК. Данный пункт в свою очередь предусматривает, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, для того чтобы договор считался заключенным по п. 3 ст. 434 ГК, необходимо, чтобы имели место:

  • письменная оферта;
  • действие лица по выполнению указанных в ней условий.

При заключении click-wrap-соглашения имеет место предложение заключить договор, исходящее от правообладателя (провайдера) или агрегатора. Данное предложение изложено в письменной форме, т.е. с использованием алфавита, набора букв и иных письменных символов. Такое предложение можно расценивать как оферту, поскольку оно обычно содержит указания на его юридически обязывающий характер и намерение оферента считать себя связанным им в случае его акцепта пользователем. Также оно обычно содержит необходимые существенные условия соответствующего договора либо непосредственно, либо путем отсылки к иным документам. Поскольку в тексте соглашения имеются указания на то, что, кликая по кнопке "я согласен", пользователь выражает свое согласие с условиями договора, совершение таких действий является действием по выполнению указанных в оферте условий, т.е. акцептом письменной оферты конклюдентными действиями.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

  • до потребителя была доведена полная и достоверная информация о товаре (услуге) (т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями ("галочки")) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения);
  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки"), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий (в гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав - это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг) необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае – к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен – защищать свои права уже в судебном порядке.

Обращаем особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.

Напоминаем, что навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». И что компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International