Лекарственные средства, а также различные приборы медицинского назначения, представленные в аптеках, являются особыми товарами, к приобретению которых гражданам следует относиться очень ответственно. Перед совершением покупки потребитель вправе ознакомиться с товаром, запросить дополнительные сведения о нем, в том числе информацию о подтверждении соответствия его качества. Аптечная организация обязана по запросу потребителя предоставить копию декларации о соответствии или сертификата соответствия.
Лекарственные препараты, приборы медицинского назначения внесены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату утвержденный Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463 п. 1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты. Таким образом, возврату, либо сданы для обмена, могут быть только товары ненадлежащего качества.
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее «Закон») в статье 18 определены права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков:
- потребитель вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 18 данного Закона вернуть товар можно в течение его гарантийного срока или срока годности. На большинство товаров, входящих в номенклатуру аптечных организаций, установлены сроки годности. Если же покупатель приобрел товар, на который срок годности не установлен, то его можно вернуть в разумный срок, под которым следует понимать два года с момента покупки п. 1 ст. 19 «Закона». В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене аптека согласно ст. 21 «Закона» обязана заменить этот товар в течение 7 дней со дня предъявления данного требования потребителем. Если необходима дополнительная проверка качества, то срок его возврата увеличивается до 20 дней со дня предъявления указанного требования.
Нередко между продавцом (аптекой) и покупателем возникает спор о причинах возникновения недостатков в товаре. В этом случае продавец обязан провести экспертизу товара за счет собственных средств. Если в ходе экспертизы будет установлено, что товар получил недостаток по вине покупателя, то покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы (на хранение, транспортировку товара и т.д.).
Потребитель в свою очередь, так же вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.