Азбука потребителя: права потребителя при покупке онлайн-курсов

10 июля 2024 г., среда

Инфобизнес в России стремительно развивается. Рынок заполнен предложениями о приобретении информационных продуктов на любой вкус. Ежедневно в интернете реализуются тысячи различных онлайн-курсов, тренингов, платных вебинаров.

Некоторые из них стоят немалых денег, при этом качество и ценность таких продуктов могут быть самыми разными. Через интернет реализуются и образовательные программы, и прочие развивающие курсы, не связанные с образовательной деятельностью.

Однако приобретение платного курса не всегда гарантирует заявленный результат. Более того, некоторые из предлагаемых курсов могут оказаться просто бесполезными, некачественными или не соответствующими заявленному описанию. Поэтому к приобретению того или иного платного курса следует подойти ответственно.

На что обратить внимание при приобретении  онлайн-курса и как вернуть деньги за онлайн-обучение:    

1. На сайте должна быть размещена вся правовая информация о владельце сайта, авторе курса в полном объеме.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику следующую достоверную информацию (должна быть размещена вся правовая информация):
-  фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей);
- информация об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: сведения об основных потребительских свойствах услуг, цену и условия приобретения, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, информацию о правилах оказания услуг, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 10 Правил оказания платных образовательных услуг).   

2. Кроме того, на сайте Федеральной налоговой службы можно проверить информацию о ИП, ООО, и в случае необходимости, запросить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если компания прекратила свое существование – это будет указано в выписке. Если это физическое лицо, плательщик НПД (самозанятый), информацию о нем, также можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы.
3. Кроме того, рекомендуется проверить есть ли у онлайн-школы судебные производства в картотеке арбитражных дел. Если есть, то это тревожный «звонок», и в данном случае, лучше воздержаться от покупки.

4. Уточнить вопрос оплаты онлайн-обучения и возврата денежных средств. Будет уместным проверить, как происходит оплата - напрямую на сайте или через платежную систему. Нежелательно оплачивать онлайн-курс на карту физического лица. Поскольку в дальнейшем сложно будет найти конкретное лицо и предъявить претензию.

Платеж должен быть зафиксирован для того, чтобы в дальнейшем Вам был направлен чек об оплате, любым способом, с помощью электронных и иных технических средств.

5. Проверить отзывы и рекомендации.
Важно знать, что потребитель, который приобретает образовательные услуги в Интернете, вправе отказаться от исполнения договора в любое время, как до начала исполнения услуги, так и в процессе.
Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг установлено ст. 782 ГК РФ, и оно не может быть ограничено соглашением сторон. Статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору:

- заказчик вправе в любое время отказаться от прохождения онлайн-курса и потребовать возврата денег. Однако исполнитель вправе потребовать возмещения фактически понесенных расходов, связанных с реализацией курса. Такие расходы должны быть подтверждены документально. Если исполнитель успел частично исполнить свои обязательства перед заказчиком, то в этой части денежные средства возврату не подлежат. Например, курс состоял из пяти вебинаров. Заказчик посетил два, соответственно, оплата за эти два вебинара возврату не подлежит;

- заказчик вправе потребовать возврата денежных средств в полном объеме, в том числе требовать возмещения убытков, если ему продан некачественный курс. Например, занятия не соответствовали заявленной программе, информация предоставлена не в полном объеме либо содержала заведомо ложные, не соответствующие действительности утверждения;

- при обнаружении недостатков, заказчик, на свое усмотрение, вместо отказа от исполнения договора вправе предъявить исполнителю одно из следующих требований:

- безвозмездно устранить недостаток оказанной услуги,

- уменьшить цену курса вследствие наличия недостатка,

- возместить расходы на устранение недостатка услуги (при этом не имеет значения, самостоятельно потребитель устранил недостаток или прибегнул к помощи третьих лиц). 

Требования излагайте в письменной форме. В случае возникновения спора с исполнителем вы можете направить ему досудебную претензию.

При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке обращайтесь с исковыми требованиями в суд.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International