Азбука потребителя: можно ли вернуть учебник в магазин?

11 сентября 2024 г., среда

В Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан обратился потребитель с вопросом:

- Так получилось, что купили два одинаковых учебника, хотели один вернуть в магазин, не приняли. Законно ли это?

Разъясняем правила возврата (обмена) учебников:

- Закон РФ от 07 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в статье 25 дает потребителю право обменять (или вернуть) непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Однако не любой товар можно вернуть. В соответствии с п.14 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №2463) непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) обмену или возврату не подлежат.

Таким образом, отказ продавца в обмене (возврате) непериодического издания надлежащего качества не нарушает права потребителя.

При обнаружении производственного брака (перепутанные, перевернутые, пропущенные, склеенные страницы; потеря элементов изображения; сдвоенная печать; повреждение текста и т.п.) потребитель имеет право (на основании статьи 18 Закона) вернуть учебник в магазин, потребовав при этом возврата уплаченных за него денежных средств или обмена на учебник надлежащего качества. Для этого необходимо составить претензию в двух экземплярах, один экземпляр которой передать продавцу, на втором (экземпляре потребителя) продавцом ставится отметка о принятии (ФИО, дата, подпись, печать организации). При отказе продавца от принятия претензии она направляется заказным письмом с уведомлением о вручении на его юридический адрес.

В случае приобретения учебника надлежащего качества дистанционным способом  у потребителя возникает право отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней на основании статьи 26.1 Закона. При этом потребителем должны быть соблюдены определенные условия: сохранен товарный вид учебника, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International